Железный флаг. Путешествие на Землю Франца Иосифа (45 фото) Где находится остров земля франца иосифа

После годичного перерыва на Земле Франца-Иосифа - самом северном архипелаге России и Евразии - возобновятся работы по ликвидации накопленного экологического ущерба. Так официально именуется очистка Арктики. Острова стали пилотными для этого проекта. Именно здесь в 2010 году Владимир Путин заявил о необходимости провести в Арктике "генеральную уборку".

Мусора на четыре Эйфелевы башни

Геоэкологическое обследование Земли Франца-Иосифа в 2011–12 годах провели сразу несколько профильных институтов и организаций. Нужно было определить самые проблемные участки. Шесть островов были признаны территорией экологического бедствия: Земля Александры, острова Гукера, Хейса, Рудольфа, Гофмана и Греэм-Белл. Где-то базировались военные, на других располагались полярные станции. Символом арктического мусора стали ржавые бочки из-под ГСМ. Они представляли и наибольшую опасность.

Работы начались на Земле Александры. Сейчас самый западный остров архипелага практически очищен , полей из бочек здесь уже нет, проведена техническая рекультивация грунта. Самой сложной оказалась обстановка на Греэм-Белле. Это самый восточный остров, где в советское время располагались станция ПВО, полк Дальней авиации и самый северный в мире ледовый аэродром.

"Из-за климатических изменений большое количество бочек с нефтепродуктами оказалось в воде. Они были складированы вдоль береговой линии. Если бы нефтепродукты попали в океан, пятно бы двинулось в сторону Шпицбергена. В 2013 году мы предотвратили на Греэм-Белле экологическую катастрофу", - говорит первый директор национального парка "Русская Арктика" Роман Ершов.

Ледовая обстановка не каждый год позволяет судну даже подойти к тому же Греэм-Беллу, не говоря уж о том, чтобы осуществить разгрузку. Тем не менее за пять лет арктической уборки с островов вывезено более 40 тысяч тонн отходов: металлолом, бочки, бытовой и производственный мусор, остатки строений и техники. По массе это четыре Эйфелевы башни вместе с фундаментом. После вывоза мусора очищается и верхний слой грунта. Уже рекультивировано 270 га - по площади это примерно 380 футбольных полей.

"В 2017 году снижение негативного воздействия на окружающую среду на территории национального парка "Русская Арктика" планируется в объеме не менее 8 тыс. тонн, - говорит о планах на предстоящий сезон и.о. директора парка Александр Кирилов. - Одновременно с очисткой территории четырех островов архипелага Земля Франца-Иосифа: Земли Александры, Хейса, Греэм-Белл, Гукера и, возможно, острова Гофмана - будет проводиться геоэкологическое обследование в местах будущих работ. Это необходимо для того, чтобы оценить ситуацию - где что осталось - и уточнить дальнейший план действий".

В парке убеждены, что очистку надо продолжать до полной ликвидации экологического ущерба на полярных островах.

Обломки Ил-14 и самый северный в мире детский сад

При этом необходимо соблюдать баланс между уборкой и тем, что нужно сохранить. В 2014 году Юрий Руткаускас контролировал ход работ на острове Хейса как госинспектор национального парка. "Наши обязанности заключались в приемке работ от организации, занимающейся очисткой данного острова от предшествующей деятельности человека, а также соблюдением природоохранного законодательства в ходе работы. (…) На завершающем этапе очистки рабочие ходили и вручную собирали остатки жизнедеятельности". Он сетует, что довольно много любопытных находок - старая техника, аппаратура - пошло под нож экскаватора.

На острове оставлен самолет Ил-14, который потерпел здесь крушение в феврале 1981 года. Самолет заходил на посадку в темноте и приземлился левее взлетно-посадочной полосы, угодил в глубокий снег. При этом оторвался дополнительный топливный бак, который располагался в салоне. Два пассажира погибли. Воздушное судно так и осталось на острове.

Часть артефактов сейчас используется для экспозиций национального парка, например ракета М-100 с парашютом и пультом для запуска. Эта советская двухступенчатая неуправляемая твердотопливная метеорологическая ракета с высотой подъема 100 км использовалась для зондирования атмосферы.

На острове Хейса с 1957 года существовала не просто метеостанция, а обсерватория, которая с 1972 года стала носить имя знаменитого полярного радиста Эрнста Кренкеля. Особое место в научной программе занимало высотное зондирование. Ракеты с октября 1957 года запускали в ближний космос. Программу свернули в начале 90-х. В период расцвета на острове Хейса жило до 200 человек, здесь был самый северный в мире детский сад, а поселок насчитывал до 40 домов.

В 2001 году станция была закрыта после пожара, а возобновила деятельность в 2004 году. "В настоящее время на станции работают четыре человека. Проводят стандартные наблюдения: метеорологические, морские прибрежные гидрологические, аэрологические. Что касается высотного зондирования атмосферы, то возобновить планируется, но когда - неизвестно", - о нынешней ситуации говорит начальник отдела государственной наблюдательной сети ФГБУ "Северное УГМС" (Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. - Прим. ТАСС ) Василий Шевченко.

По его словам, данные с острова Хейса важны для составления прогноза погоды, так как в этом регионе больше станций нет, в том числе и автоматических. И установка последних пока не планируется.

Собачья улица и самолетный ангар острова-музея

Полярная станция "Бухта Тихая", открытая 30 августа 1929 года на острове Гукера, стала первым постоянным поселением на Земле Франца-Иосифа. Интересно, что в 1929 году к архипелагу практически одновременно направлялись советская и норвежская экспедиции. Последней помешала тяжелая ледовая обстановка. Бухта Тихая - знаковое место. Назвал ее так Георгий Седов, здесь он провел зимовку 1913–14 годов, отсюда ушел в свой последний отчаянный поход к Северному полюсу.

Станция активно работала до 1957 года, но была закрыта в связи с созданием новой на острове Хейса. Он оказался более благоприятен для метеоисследований. В Бухте Тихой остался целый поселок: не только жилые дома, мастерские, лаборатории, но и целая улица из собачьих будок. Даже миски сохранились. К 2011 году, когда на Земле Франца-Иосифа начал работать национальный парк "Русская Арктика", строения были заброшены, забиты снегом и льдом. На острове Гукера при проведении работ по очистке было решено оставить весь комплекс станции. И создать музей под открытым небом.

Этот остров чистили вручную: станция располагается на склоне, как на ступеньках. Технике там не развернуться. Мусор паковали в мешки-бэги, которые затем вывозили морем. Как говорит заместитель по научной работе директора "Русской Арктики" Мария Гаврило, наиболее сложная ситуация сейчас с деревянным самолетным ангаром. "Всю деревню нужно сохранить, но ангар в наиболее критическом состоянии. Его чистят ото льда, и он стал более уязвимым", - поясняет ученый.

Если дома или, например, лаборатории подобного вида в российской Арктике еще есть, то ангар - сооружение уникальное. "Он был построен в 1932 году под руководством Папанина и предназначен для базирования там небольшого гидроплана Ш-2 или биплана По-2. По тем временам это было большое и сложное сооружение. Возведение его на Земле Франца-Иосифа - сверхтрудная задача. Большая удача, что ангар сохранился до наших дней", - рассказывает ведущий научный сотрудник национального парка Евгений Ермолов.

Архипелаг-материк

Каждый остров Земли Франца-Иосифа те, кто там бывал, сравнивают с отдельной планетой. Настолько они разнообразные. Остров Гукера сейчас посещает почти каждое круизное судно, которое приходит на архипелаг. Исторический объект, самая северная в мире почта, доступная для туристов, плюс уникальные природные ландшафты. Скалу Рубини в свое время назвали в честь известного оперного певца. Она действительно поет - десятки тысяч птиц гнездятся на крупнейшем на архипелаге птичьем базаре: кайры, моевки, люрики, чистики, глупыши и бургомистры. Скала будто сложена из шестигранных базальтовых карандашей, выступы которых идеальны для обустройства гнезд. Как говорит Мария Гаврило, те же кайры, например, могут вернуться через год на тот же самый выступ, где гнездились в прошлом сезоне. Этим ученые пользуются для исследований - на птиц ставят логгеры, которые фиксируют маршрут их передвижения. Через год или несколько лет птицу ловят, прибор снимают и расшифровывают данные. Такие исследования продолжатся и в этом году, как и мониторинг белых медведей, гренландских китов и моржей.

На моржовом лежбище соседнего с Гукера острова Мертвого тюленя работает видеокамера. "Надеемся, что она выдержала второй год, и у нас будет динамика наполнения лежбища", - говорит Мария Гаврило.

Продолжатся наблюдения за белой чайкой - птицей, которая никогда из Арктики не улетает и занесена в Красную книгу РФ. "Была, например, колония на Земле Александры, из двух кластеров по 150 птиц в каждом, - рассказывает исследователь. - Так вот один из них располагался прямо у взлетно-посадочной полосы пограничников. Начальник заставы (Нагурское. - Прим. ТАСС ) Максим Носов ее очень оберегал".

Ученый говорит, что архипелаг изучен неравномерно. С одной стороны, по сравнению с другими российскими полярными островами можно сказать, что изученность в хорошем состоянии, "но по сравнению с Шпицбергеном мы проваливаемся, но там 50 стран изучали", отмечает она. Известно, какие на Земле Франца-Иосифа обитают птицы и млекопитающие, а вот по тем, кто живет в море, и беспозвоночным открытий предстоит еще много, считает Гаврило. В конце 90-х у острова Куна нашли новый вид рыбы - лентотелый гимнел, в 2012 году - новый вид комара-звонца, его назвали в честь Земли Франца-Иосифа. Много коллекций находится в обработке, например нематод (круглые черви. - Прим. ТАСС ) отправили для описания в Болгарию. По предварительным данным, список видов уже больше, чем на Шпицбергене.

"По ряду биологических групп Земля Франца-Иосифа опережает Шпицберген, - говорит Гаврило, - где более благоприятные условия. Почему такое разнообразие, нужно объяснять. Пока у нас больше вопросов. Такой вот архипелаг-материк".

Ботаник Олег Ежов говорит, что по сосудистым (цветковым. - Прим. ТАСС ) растениям картина более-менее ясная. Их около 50 видов: разные камнеломки, полярный мак, лютики, злаки. Есть те, которые встречаются почти на каждом острове, есть найденные только на одном. Как, например, один из видов мятлика, который встречается только на острове Гукера. А вот мхи, лишайники и грибы изучены гораздо хуже. "По Шпицбергену лишайников известно около 800 видов, по Земле Франца-Иосифа - меньше двухсот. Надо изучать дальше ", - поясняет Ежов. "Мои пятилетние "грибные" походы по Земле Франца-Иосифа и усилия коллег уже дают предварительный список по грибам больше, чем на Шпицбергене", - говорит Гаврило.

Часть коллекций собиралась во время комплексной экспедиции, которую в 2013 году "Русская Арктика" проводила совместно с Национальным географическим обществом США (National Geographic). "Земля Франца-Иосифа - одно из самых диких и красивых мест, которые я видел в мире. Со своими полярными медведями, моржами, гренландскими китами и огромными колониями гнездящихся морских птиц она чиста в своей первозданности", - говорит гидробиолог, штатный исследователь National Geographic Энрик Сала.

Сала уверен, что Земля Франца-Иосифа обладает огромным потенциалом для экотуризма, но должным образом отрегулированного. "Арктика - это хрупкая среда, но хорошо разработанный план туристической деятельности может помочь повысить осведомленность о важности защиты таких мест без ущерба для окружающей среды", - считает эксперт.

Как поясняют в "Русской Арктике", за пять лет существования особо охраняемой природной территории туристы высадились на берег, осмотрели с борта судна, лодки или вертолета только 30 - но самых знаковых и красивых - мест на Земле Франца-Иосифа и севере Новой Земли. "Возможно посещение и новых мест, это будет учитываться при зонировании национального парка "Русская Арктика". Из интересных мест, которые, скорее всего, будут доступны для туристов после завершения очистки - полярная станция на острове Хейса", - пояснил руководитель парка Александр Кирилов.

В парке говорят, что количество посетителей Земли Франца-Иосифа может достичь 5–7 тыс. в год. Сейчас это около тысячи. Условий несколько. Одно из них - работа пункта пропуска через границу на острове Земля Александры для разных судов. Пока он действует в тестовом режиме под конкретное судно. Кроме того, на Земле Александры вводится в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса круглогодичного действия. При условии что будет достигнута договоренность об ее использовании гражданской авиацией, возможно прибытие туристов на архипелаг и по воздуху. Но нужна тщательная подготовка: обустройство экологических троп, подготовка профессиональных кадров для работы с туристами и повышение информированности посетителей о правилах поведения на территории.

Ирина Скалина

"Широка страна моя родная..." - эти строки из песни известны всем, но мало кто реально представляет себе размах нашей необъятной Родины! Нам с женой в августе 2012 года выпал шанс увидеть самые дальние окраины России - мы приняли участие в экспедиционном круизе по островам архипелага Земля Франца-Иосифа в Российской Арктике.

Теплоход ледового класса Ortelius , ранее известный как "Марина Цветаева", отправился в рейс из Мурманска 21 августа и через 11 дней вернулся туда же, пройдя около полутора тысяч морских миль по неспокойным водам Баренцева моря. Чистого времени на архипелаге у нас было 6 дней - и, к счастью, погода к нам в основном благоволила. Организатором круиза выступила небезызвестная в узких кругах фирма Oceanwide Expeditions, с которой я уже побывал в Антарктике, Гренландии и на Шпицбергене. Бронировал круиз буквально за месяц-полтора до отплытия, по "горящему" спецпредложению - цена составила около 3.700 евро с человека при размещении в двухместной каюте.

Земля Франца-Иосифа, часто сокращаемая до короткого акронима ЗФИ, относительно недавно появилась на широком туристическом рынке. Хотя и сейчас её известность и посещаемость здорово уступает тому же Шпицбергену, например. До недавнего времени, практически единственным вариантом попасть туда был круиз на атомном ледоколе к Северному Полюсу, который по пути обычно останавливался на денёк-другой у берегов ЗФИ. В советское время там практически безраздельно царили военные, но несколько лет назад был создан национальный парк "Русская Арктика" и территория Земли Франца-Иосифа каким-то сложным образом вошла в его состав. Декларируется цель развития туризма, в том числе и внутреннего - которая, конечно, упирается в логистические проблемы, как и в случае со многими другими прекрасными уголками России. Тут даже вертолёт не спасает - без хорошего судна практически не обойтись. Разве что на заброшенный аэродром советских времён, который сейчас военные собираются восстанавливать, пустят гражданские чартерные рейсы. Посмотрим...

От Мурманска до Земли Франца-Иосифа примерно 60 часов ходу со скоростью 11 узлов - так что есть время подумать о вечном! По прибытию же на ЗФИ наш маршрут сложился следующим образом:

В принципе мы посмотрели всё, что планировали - и что вообще можно рассчитывать гарантированно там увидеть. Медведи, моржи, ледники, морские птицы... Были и высадки, были и круизы на лодках-"зодиаках".

Ранняя история архипелага пестрит трагическими страницами, но несомненно самая необычная зимовка в истории архипелага выпала на долю знаменитого норвежского полярного исследователя Нансена . Возвращаясь из неудачной санной экспедиции к Северному Полюсу, он был вынужден зазимовать на острове Джексона со своим напарником Йохансеном. Они провели зиму в крохотной землянке, накрытой моржовыми шкурами, брошенными поперёк единственного бревна. Практически всю многомесячную полярную ночь они пролежали вместе в одном спальнике, питаясь мороженым мясом белых медведей и моржей и обогреваясь лампадкой с моржовым жиром. Так сейчас, почти 120 лет спустя, выглядят руины их "полярной станции"

При всем моём желании назвать этот архипелаг исконно русской землёй - едва ли на этот есть основания. В отличие от соседних островов - Новой Земли и Шпицбергена, которые издавна посещались поморами, мореходами с Русского Севера, история "русской ЗФИ" насчитывает едва ли более века. Ведь первая российская экспедиция посетила архипелаг лишь в 1901 году, а до 1929 года, когда СССР твёрдо заявил свои права на архипелаг, открыв на его территории круглогодичную полярную станцию, Земля Франца-Иосифа считалась ничейной. Вот эта судьбоносная станция, расположенная в бухте Тихой на острове Гукера

Некоторые из этих домиков стоят с самых 1930-х годов, и станция до сих пор обитаема, хотя зимующих полярников тут давно нет.

Сейчас на станции базируется одна из групп "санитаров Арктики" - людей, по контракту с Правительством России работающих над уничтожением следов человеческого пребывания, накопившихся за несколько десятилетий. Работа довольно масштабная и рассчитана на несколько лет. В ней участвует несколько транспортных судов, базирующиеся на них вертолёты, тяжелая строительная техника и несколько сотен человек.

Основная цель - вывезти из Арктики весь металлолом и мусор, оставшийся от военных и полярников, а также убрать следы разливов нефтепродуктов, отравляющих хрупкую арктическую экосистему. Пресловутые брошенные бочки - боль Арктики, известная всем, кто хоть краем уха слышал что-то о проблемах северной экологии.

Из-за крайне тяжёлой ледовой обстановки, обычно складывавшейся на Земле Франца-Иосифа до начала периода активного таяния полярных льдов в конце ХХ-го - начале ХХI-го веков, местный животный мир оказался почти не разорён охотниками-зверобоями - и тамошняя морская жизнь кипит ключом. Эту картину отрадно видеть любому патриоту - богата Родина моржом!

Нужно отметить, что местные моржи, в отличие от популяции на Шпицбергене, практически не боятся человека. Более того, они ещё и очень любопытны и сами подплывали к лодкам настолько близко, что нам порою приходилось отгонять их веслом!

Считается, что на ЗФИ обретаются самки с детёнышами, а на Шпицбергене тусуются самцы, которые приплывают оттуда в Русскую Арктику на время брачного периода. Девчонки же тут, под защитой паковых льдов и российского законодательства, беззаботно резвятся, как и во все времена.

Вершина арктической пищевой цепи и несомненно самый харизматичный хищник Арктики - белый медведь! Медведами наша страна издревле была богата. Не обошло это изобилие стороной и этот Богом забытый уголок земли Русской. Белые медведи предпочитают жить и охотится на паковых льдах.

Однако, арктические льды вокруг Земли Франца-Иосифа нынче практически в полном составе тают к августу-сентябрю. А белому медведу вместо благородной охоты на гренландских тюленей в бескрайней ледяной пустыне, приходится высаживаться на безжизненные скалистые острова и, подобно жалкому песцу, шакалить по птичьим базарам, отчего у него наступает пичалько...

Самыми заметными и многочисленными живыми существами на ЗФИ являются, конечно, вездесущие морские птицы. Но по сравнению с птичьим разнообразием более южных широт, их на Земле Франца-Иосифа безнадёжно мало. Кормовая база довольно скудна. Фактически в местных водах водится всего один вид рыбы - полярная треска. А короткое северное лето едва-едва позволяет птицам выкормить птенцов и поставить их на крыло. Тем не менее, здесь расположены едва ли не самые северные птичьи колонии в мире. Более десятка видов птиц, в основном моевки и чистики, регулярно гнездятся на островах этого экстремального архипелага.

Морские птицы в надежде спастись от атак песцов, поморников и белых медведей, предпочитают гнездиться на отвесных утёсах. Особенно там, где природа им в этом подсобила и создала удобные полочки из базальтовых колонн, образовавшихся из-за растрескивания магмы при медленном остывании изверженной миллионы лет назад породы. Скала Рубини на острове Гукера - просто шикарный пример такого птичьего базара!

Это не просто птичий базар - это целая экосистема, поражающая своей необычностью и красотой! Спасибо природному вулканизму, изначально создавшему гигантский базальтовый блок, возвышающийся над водой на три сотни метров. К счастью, мать-Природа не ограничилась этим и населила утёс десятками тысяч кайр, моевок и бургомистров! Птицы - это естественные насосы по перекачке питательных веществ из холодного океана на бесплодную скалистую сушу. Они едят рыбу, ранее съевшую планктон, до этого в свою очередь сконцентрировавший в себе усвоенные из морской воды питательные вещества. Птичий помёт - гуано - ценнейшее удобрение, особенно важное в условиях суровой Арктики с её коротким вегетативным периодом. В результате под птичьими гнездовьями возникают необычные оазисы жизни - орнитогенные ландшафты, радующие глаз пышной зеленью в этом скупом на краски краю.

Любопытно кстати, что буйство жизни не ограничивается лишь надводной частью скалы. Воды у её подножья буквально кишат красивейшими созданиями, нескольких разных видов. Их ещё называют птероподами или морскими бабочками! Раньше я видел их только в некоторых аквариумах, где они обычно плавно порхают под ритмичную музыку, как будто танцуя - но никак не ожидал, что в Русской Арктике они водятся в таком количестве, по двадцать штук на квадратный метр поверхности моря!

Растительному миру Земли Франца-Иосифа не позавидуешь - вечная мерзлота, всего на пару месяцев в году оттаивающая на какой-то десяток сантиметров вглубь, убивает все надежды на биоразнообразие. По сути на ЗФИ нормально себя чувствуют только лишайники и мхи. Зато им тут в подходящих местах настоящее раздолье! Южный склон, близость птичьей колонии, протекающий ручеёк, защищённый от ветра уголок - всё это способно создать такую красоту, которой позавидует любой японский храмовый "сад мхов".

На самом юге архипелага, на острове Нортбрука есть мыс с говорящим названием Флора - там расположены самые густые "леса" на ЗФИ! Природа позаботилась о том, чтобы в этом месте сошлись сразу все благоприятные факторы - сюда даже долетает тёплое дыхание Гольфстрима, так что температура воды тут градуса на два повыше, чем в других местах. Впрочем, даже тут снег выпадает уже в середине августа.

В отличие от своего западного соседа, Шпицбергена, архипелаг Земля Франца-Иосифа кажется практически однородным в геологическом отношении. Его острова зачастую представляют собой рассечённые эрозией базальтовые плато, остатки древней вулканической деятельности. С одной стороны, это обуславливает некое однообразие общего пейзажа, но с другой стороны, такое строение островов приводит к появлению весьма живописных форм выветривания. В частности, на островах очень много обнажений столбчатых базальтов. Зачастую природа нагромоздила из них целые крепостные башни, бастионы и замки!


Там, где господствует вечная мерзлота, и средняя годовая температура составляет −12 °C.

Расположен Архипелаг примерно в тысяче километров от северного полюса. Большая часть Земли Франца-Иосифа покрыта ледниками.

Хотя, не надо путать ЗФИ с северным полюсом. Летом температура тут все же может доходить до +12 °C и снег в июле обычно тает.

В этот период обнажается земля, которая буквально за пару недель покрывается мхами и лишайниками, а также цветущими полярными маками, камнеломкой, полярной ивой и прочими неприхотливыми растениями.

Птиц тут не так чтобы много, но они есть. Это люрики, чистики, кайры, моевки, белые чайки, бургомистры, крачки, поморники, гаги, казарки и т.п.

Из животных встречается белый медведь и песец. Кстати, вы знали, что белый медведь относится к морским млекопитающим и даже латинское название белого медведя - Ursus maritimus переводится как «медведь морской»? В море тут также водятся нерпа, морской заяц, гренландский тюлень, морж, нарвал и белуха.

Земля Франца-Иосифа - регион, входящий в небольшую по площади природную зону, известную как зона полярных пустынь.

Люди на ЗФИ никогда не жили по вполне понятным причинам - тут нет ни дров, ни ягод, ни грибов, ни оленей, которых можно одомашнить, ни прочих животных, на которых можно охотиться. Прокормиться и согреться здесь просто нечем. Даже плавник (принесенные морем бревна) тут не горит, в отличие от плавника на побережье. Происходит это, видимо, потому, что промокшие дрова просто не успевают высохнуть, поэтому они круглый год полностью «пропитаны» льдом.

Тем не менее, в двадцатом веке, в период освоения Арктики, на Земле Франца-Иосифа построили метеостанции и военные городки , так что оказалось, что при пособничестве цивилизации жить тут можно. Правда, стоит все это немалых денег, учитывая высокую стоимость доставки еды, топлива и строительных материалов.

История возникновения Земли Франца-Иосифа (геологическая история)

В допалеозойское время на месте современного Баренцева моря располагался огромный материк , простиравшийся на запад до берегов Гренландии. В палеозойский период начали происходить мощные горообразовательные движения, после чего большая часть нынешнего Баренцева моря стала представлять собою материк со сложным горным рельефом .

Однако, эрозионные и денудационные процессы постепенно срезали горный рельеф материка, превратили его в равнинную страну , которая в верхнедевонское время была захвачена водами моря .

В начале пермского времени начало происходить поднятие дна морских геосинклинальных бассейнов, и их обмеление. Позднее проявились горообразовательные движения, сопровождающиеся энергичной вулканической деятельностью. Горообразовательными процессами были созданы мощные горные цепи Новой Земли, Урала, Канина и отдельных частей Шпицбергена . Поднятие шельфа сопровождается вулканическими извержениями (базальтовые покровы Шпицбергена и Земли Франца Иосифа). По данным Фритьофа Нансена на месте Баренцева моря в третичное время располагалась горная страна, приподнятая над современным уровнем моря на 500 м.

В четвертичное время произошло размещение мощных ледниковых покровов . В максимальную фазу оледенения под действием ледниковой нагрузки острова и прилегающие пространства дна моря погружались на 300-400 м. В поздне- и послеледниковое время происходило отмирание ледниковых покровов и сложные колебания береговой линии моря . Процесс поднятия береговой линии Баренцева моря продолжается и сейчас. Темп общего поднятия архипелага за последние 7000 лет составляет 1-5 мм/год.

Кстати, на Земле Франца-Иосифа до сих пор можно найти куски окаменевших деревьев, а также оленьи рога, что говорит о том, что когда-то давно тут могла довольно активно произрастать и обитать разнообразная флора и фауна.

Олени на Земле Франца-Иосифа жили в среднеголоценовое время (8-2,5 тыс. лет назад). Отсюда следует, что в среднем голоцене климат архипелага был теплее, а растительность богаче, чем в настоящее время.

Конец «времени оленей» может быть точно датирован. Оленьи рога не встречаются ниже 5-метрового уровня. Следовательно, ухудшение климата, крупное наступание ледников и вымирание оленей на островах архипелага произошли тогда, когда его берега были на 5 м ниже, т.е. около 2,5 тыс. лет назад.

Вымирание оленей и крупное наступание ледников архипелага совпадает по времени с отодвиганием к югу лесной зоны и возрождением зоны тундр вдоль северного побережья России, а также с уходом теплолюбивой фауны из прибрежных вод Шпицбергена.

История открытия и освоения Земли Франца-Иосифа

Теоретическое открытие ЗФИ

Первые мысли о необходимости исследования северных территорий появились еще в XVIII веке. Михаил Ломоносов в труде под названием "Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию", предполагал найти острова к востоку от Шпицбергена.

В конце шестидесятых годов ХIХ столетия знаменитый русский метеоролог А.И.Воейков поставил вопрос об организации большой экспедиции для исследования русских полярных морей. Эту идею горячо поддержал известный географ и революционер, теоретик анархизма князь П.А.Кропоткин.

Различные соображения, а главным образом наблюдения над льдами Баренцова моря привели Кропоткина к заключению, что «между Шпицбергеном и Новой Землей находится еще не открытая земля, которая простирается к северу дальше Шпицбергена и удерживает льды за собой... Возможное существование такого архипелага указал в своем превосходном, но мало известном докладе о течениях в Ледовитом океане русский флотский офицер барон Шиллинг». В 1870 году Кропоткин составил проект экспедиции. Однако царское правительство отказало в средствах, и экспедиция не состоялась.

Практическое открытие ЗФИ

Открыта Земля Франца-Иосифа была австро-венгерской экспедицией Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта, и кем только не исследована - и англичанами, и шотландцами, и американцами... А досталась все равно нам. На фото Юлиус Пайер и Карл Вейпрехт. Кстати, что за шубка у одного из них? Никак из краснокнижного белого медведя?)

В 1901 году архипелаг исследовала первая российская экспедиция на ледоколе “Ермак” под началом вице-адмирала Макарова. Утверждается, что именно в этот период на островах архипелага был впервые поднят российский флаг.

В 1914 году в поисках Г. Я. Седова архипелаг посетил Исхак Ислямов. Он же объявил ЗФИ российской территорией и поднял над ней российский флаг.

В некоторых источниках (даже в той же пресловутой Википедии) пишут, что объявил ЗФИ российской территорией именно Ислямов. Хотя, флаг-то до него уже ставил Макаров, поэтому, вроде как получается, что именно Макаров первый предъявил права России на Землю Франца-Иосифа?

Почему возникла такая путница - мне не известно, но в целях справедливости отмечу оба факта - а вы уж сами решайте, кто был первым.

Учитывая, что прилегающий к ЗФИ Баренцевоморский шельф является перспективным в отношении обнаружения здесь залежей углеводородного сырья, Архипелаг может стать очень выгодным «приобретением».

Ислямов, сообщив о приобретении для страны новой территории, предлагал незамедлительно переименовать ее из Земли Франца Иосифа в Земли Романовых, но предложение застряло в бюрократических дебрях. А там ушла в историю сначала одна империя, а сразу за ней другая. Исхак Ислямов стал членом Гельсингфорсского мусульманского исполкома армии, флота и рабочих, потом воевал в составе Белой армии, эмигрировал, заведовал в Константинополе гидрографической частью Русской морской базы.

В 1926 году ЦИК СССР принял декрет, по которому все арктические острова, примыкающие к сухопутным границам государства, объявлялись советской территорией. Через три года, летом 1929-го, Отто Шмидт в ходе полярной экспедиции на ледокольном пароходе «Георгий Седов» водрузил на архипелаге советский флаг.

В 1929 году советское правительство решило установить научно-исследовательскую станцию для усиления научных работ на территории Арктики. Тогда же в бухте Тихой острова Гукера открылась первая советская научно-исследовательская станция. В 1931 г. архипелаг был объявлен территорий советского союза, с этого времени начинается освоение Северного полюса советскими исследователями. С тех пор архипелаг ежегодно посещали советские полярные экспедиции.

Советское правительство собиралось сменить название Франца Иосифа как политически не удобное и переименовать архипелаг в честь норвежского исследователя Фритьофа Нансена или русского анархиста Кропоткина, но решение понято так и не было.

Помимо ученых, на ЗФИ плотно обосновались военные. В 1936 г. на острове Рудольфа была организована первая военно-воздушная база СССР. И дальше пошло-поехало... Тем не менее, в 90-х годах двадцатого века, в силу известных экономических и политических причин, военные архипелаг покинули, оставив функционировать только погранзаставу «Нагурское», находящуюся на острове Земля Александры.

Городок пограничного линейного отделения войсковой части 9794, включающий самый северный аэропорт и погранзаставу - работает до сих пор. Не так давно там построили отличный двухэтажный корпус со всеми удобствами: центральным отоплением, канализацией, холодной и горячей водой, спутниковым телевидением. Внутри комплекса имеется «зимний сад», правда, растения и деревья там искусственные. Сад этот погранцы называют «Атриумом». Здесь всегда синее небо с кучевыми облаками, детская площадка, фонтан, лавочки, бильярд, аквариум с живыми рыбками, кинозал, настольный теннис.

В «Нагурское» служат только офицеры и прапорщики. Треть пограничников живут на заставе вместе с женами. Летают сюда из Воркуты и Архангельска. Плотные туманы, низкая облачность, осадки и сильные ветра - такая погода на Земле Александры круглый год. Были случаи неудачных посадок, но удивительное дело: за всю историю ни один человек на острове не погиб.

Хотя, на других островах жертвы были. Например, на Греэм-Белле, где с 50-х по 90-е годы двадцатого века находился уникальный ледовый аэродром , пару раз случались авиакатастрофы с жертвами.

Экипаж 254 летного отряда произвел взлет с аэродрома Нагурская в 08:20 мск с целью разведки ледовой обстановки северных подходов для обеспечения вывода ледокола «Индигирка». Связь прекратилась через 3 часа 40 мин. после взлета. 23 октября самолет Ил-14 обнаружен на северо-западном склоне ледника о. Греэм-Белл разрушенным и сгоревшим. При пожаре на месте катастрофы лед частично растаял и поэтому обломки обнаружены вмерзшими в ледник. Удалось найти только 4 тела.

В последнем докладе экипаж сообщил свои координаты, истинный курс и высоту полета. От о. Гофман самолет прошел севернее о. Греэм-Белл и, облетев его с юга, вошел в пролив Моргана. В процессе полета экипаж неоднократно запрашивал фактическую погоду аэродромов Греэм-Белл и Средний, но данные переданы не были из-за их отсутствия. Несмотря на наличие в районе о. Греэм-Белл погоды ниже минимума для полетов в районе островов и проливов, экипаж продолжил выполнять задание и в проливе Моргана попал в тяжелые метеоусловия.

В 11:50 экипаж запросил, работает ли привод аэродрома Греэм-Белл. Получив отрицательный ответ, экипаж запросил нажатие на связном передатчике для определения пеленга. Определив пеленг, экипаж посчитал, что уже пролетел опасное узкое место пролива. Взяв курс на аэродром Греэм-Белл, экипаж считал, что полет проходит над припайным льдом пролива. Ни радиовысотомер, ни радиолокатор в силу конструктивных недостатков не давали истинных показаний высоты полета и фактической картины пролетаемой местности при полетах над ледниковыми массивами. Фактически полет проходил над поднимающимся склоном ледника. На высоте 150 м в горизонтальном полете самолет столкнулся со склоном ледника. Отделившись, он пролетел 750 м, еще раз столкнулся со склоном ледника на высоте 200 м, разрушился и сгорел. В память о погибших крайний западный мыс острова был назван мысом Семерых.

Днем в простых метеоусловиях при выполнении посадки на аэродроме «Ледовая база» в 53 км от острова Греэм-Белл произошло авиационное происшествие с самолетом Ан-12 № 12962 Красноярского управления ГА. Экипаж Норильского ОАО в составе командира корабля Улагашева А.Д., второго пилота Менжулина А.И., штурмана экипажа Чихачева В.П., бортмеханика Ли Е.А. и бортрадиста Калачева А.А. выполнял транспортный полет по обслуживанию высокоширотной экспедиции «Север-86».

На предпосадочной прямой из-за общей белизны от свежевыпавшего снега командир корабля не смог определить расстояние до заснеженной ледовой поверхности, но продолжил заход на посадку, допустив при этом превышение вертикальной скорости снижения. Не долетев до начала ВПП самолет столкнулся со снежным бруствером и потерпел поломку. Причиной авиационного происшествия явилась ошибка командира корабля в расчете на посадку и в определении момента выравнивания из-за его неполной подготовленности к полетам по данному виду работ, а также нарушение командно-летным составом нормативов допуска экипажа к полетам по обслуживанию высокоширотных экспедиций. В результате подвижки и торошения льдов 12.05.86 подготовленный к эвакуации фюзеляж самолета затонул.

И, наконец, возле аэродрома лежит АН-12 № 11994 , но никакой информации о нем обнаружить не удалось.

На одном из форумов я нашла информацию, что это была всего лишь неудачная посадка – самолет слишком рано сел на полосу. Но жертв там не было – все закончилось хорошо.

Если уж говорить о жертвах, то, подозреваю, основная опасность на Архипелаге Земля Франца-Иосифа возникает из-за белых медведей. Хотя, с другой стороны, учитывая огромное количество медведей на ЗФИ, смертей из-за них было совсем не много. Считается, что Земля Франца-Иосифа является родильным домом белых медведей, так что можно предположить, что служивые встречались с хищниками постоянно. А значит, процент несчастных случаев на самом деле совсем не высок.

Ну и опять же, если люди на ЗФИ и погибали, то исключительно из-за собственной глупости и халатности. Все как везде. Вот, например, история:

«На другой день полетели в Нагурию и обратно, это около двух с половиной тысяч километров. А потом срочный санрейс на осиров Грем-Белл, на ЗФИ. Там какая-то рота связи. Солдатик хлебнул спиртика, надыбал где-то, и очень плохо ему стало. Забрали мы его, и пока шли на Диксон, он скончался на руках у нашей медсестры.

Прилетели, а нам говорят: ребята, надо опять туда лететь, срочно. Оказывается, когда там узнали, то целая очередь к доктору выстроилась: и мы пробовали! Мы опять туда, а уже вторые сутки пошли, какое там НПП. Пошли к солдатам: братцы, говорим, кто хоть чуть- чуть попробовал, не скрывайте, летим с нами, третий раз мы уже не сможем! В воздухе двоим очень плохо стало, один из них умер уже в больнице. Оказалось, что там еще один нашелся, но мы уже не могли, третьи сутки пошли. На Диксоне отдыхал ледовый разведчик, его срочно подняли и он полетел. И вот так целый месяц. Налетали мы сто восемьдесят часов.

Воспоминания штурмана полярной авиации Марка Соломоновича Эдельштейна.»

Хотя, хватит о грустном. Хорошего на Земле Франца-Иосифа тоже много. И немногочисленные туристы имеют возможность в этом убедиться.

Земля Франца-Иосифа в наше время - фото, описания, карты

ЗФИ – самая северная территория России, расположенная примерно в девятистах километрах от северного полюса. Административно архипелаг относится к Архангельской области. Координаты Земли Франкца-Иосифа: 80.666667, 54.833333.

В Википедии написано, что ЗФИ состоит из 192 островов. Но, оказывается, на сей счет до сих пор имелись определенные сомнения и 192-й остров пока официально «не зарегистрирован» и отдельного названия не имеет.

Суть в том, что остров Нортбрука на юго-западе архипелага представляет собой два участка суши, разделенных проливом. Причем, изначально он считался единым островом, но состоящим из двух частей, соединенных узеньким перешейком. Однако, в связи с интенсификацией береговых процессов, отступанием морских льдов летом и таянием мерзлоты, перешеек размыло, и между двумя участками острова сформировался пролив.

Летом 2007 года, норвежец Борге Оусланд вместе с коллегой-спортсменом из Швейцарии Томасом Ульрихом совершали мемориальную экспедицию – шли по следам Фритьофа Нансена и Ялмара Йохансена и в процессе обследования острова Нортбрука обнаружили пролив. Они не стали замалчивать о своей находке, и направили письмо в Посольство РФ в Норвегии с заявлением об открытии нового острова на ЗФИ. Письмо через посольство РФ в Норвегии было передано в российский МИД, и оттуда спустили распоряжение в Управление навигации и океанографии Минобороны РФ - разобраться, сколько же на самом деле островов в архипелаге.

Вместе с тем, после публичных заявлений о «появлении у России нового острова», депутаты Архангельского областного собрания присвоили острову имя знаменитого полярного капитана Юрия Кучиева. И под этим названием он уже фигурирует в Википедии, хотя решение областного собрания по такому вопросу не легитимно. Так что сейчас остается завершить открытие – официально признать и дать названия новым географическим объектам, что должно будет сделать Управление по навигации и океанографии и Комиссия по географическим названиям.

Достопримечательности Земли Франца-Иосифа

Самое северное отделение Почты России, метеостанция - остров Хейса

25 августа 2005 года Почта России объявила о том, что открывает самое северное почтовое отделение мира «Архангельск 163100». Оно находится на острове Хейса. Почта работает один день в неделю: в среду с 10 до 11 часов. И что важно - без перерыва.

С лета 1957 года на острове расположена обсерватория имени Кренкеля.

Интересная информация:

  • На острове Хейса Владимир Санин написал одну из своих самых известных книг - «Не говори ты Арктике - прощай».
  • 12 февраля 1981 года при заходе на посадку на остров Хейса потерпел катастрофу самолёт Ил-14, вёзший оборудование и учёных для обсерватории. Разбитый самолёт можно увидеть и поныне.

Остров Галля, мыс Тегетхофф

Мыс Тегетхофф острова Галля – знаковое место. Здесь был открыт архипелаг Земля Франца-Иосифа. 30 августа 1873 года сюда подошло судно «Адмирал Тегеттхофф», с экспедицией Юлиуса Пайера и Карла Вайпрехта.

Здесь же находятся остатки зимовья экспедиции Вельмана.

Знамениты также скалы на оконечности острова, которые возвышаются из самого моря.

Остров Вильчека

Другой остров, связанный с трагическими событиями экспедиции первооткрывателей архипелага, – остров Вильчека. На высоком острове находится могила одного из участников экспедиции на судне «Адмирал Тегетхофф» Отто Криша, который был механиком на судне и умер в 1873 году от цинги.

Остров Чампа, мыс Триест

На мысе Триест находятся уникальные каменные образования идеально круглой формы – сферолиты, или конкреции. Марказитовые конкреции встречаются на мысе повсеместно, и размеры их от нескольких сантиметров до нескольких метров в диаметре.

Слово «конкреции» происходит от латинского concretio – «срастание». Это стяжения, минеральные образования округлой формы в осадочных горных породах. По своему составу это песчаник. В самом центре конкреции находится органическое ядро, вокруг которого накапливался рыхлый материал континентального происхождения.

Пролив Негри

Узкий пролив между островом Галля и островом Мак-Клинтока. Здесь находятся одни из крупнейших ледников архипелага. Пролив часто бывает буквально забит айсбергами.

Острова Аполлонова и Столичка

Эти острова с виду ничем не выделяются, и даже на морских картах обычно обозначен лишь более крупный остров – Столичка, но, как это часто бывает, всё самое интересное находится на острове радом, совсем небольшом и неприметном. В данном случае это остров Аполлонова. Остров известен тем, что тут находится одно из крупнейших лежбищ атлантических моржей, занесённых в Красную книгу РФ.

Остров Гукера

На острове Гукера находится заброшенная советская полярная станция «Тихая». Станция была открыта в 1929 году, а в 1959-м закрыта, но в те времена она была крупнейшей арктической научно-исследовательской станцией СССР. До сегодняшнего времени станция сохранила свой внешний вид – можно видеть своими глазами, как жили полярники в те времена.

Скала Рубини-Рок

Крупнейший птичий базар, на котором гнездится более 50 тысяч птиц. Среди них моевки, кайры, чистики, бургомистры и люрики. Кайры гнездятся непосредственно на уступах. Гнёзд они не строят, а откладывают яйца на голую каменную поверхность. Чайки моевки строят гнёзда из трав, лишайников и другой растительности, скрепляя её собственным помётом.

Остров Алджера

Здесь в 1901 году находился базовый лагерь экспедиции, которая прибыла на архипелаг на паровой яхте «Америка». Экспедицию финансировал миллионер Уильям Циглер.

Земля Вильчека, мыс Геллера

На острове находятся остатки зимовья Форт Мак-Кинли и могила Бернта Бентсена, который не смог пережить зимовку 1898-99 годов. Он был в составе экспедиции Вальтера Уэлмана, основной целью которой было покорение Северного полюса. Главный лагерь экспедиции находился на мысе Тегеттхофф острова Галля. На мысе Геллера был организован временный продовольственный склад. Он был построен из больших плоских камней и накрыт шкурами убитых моржей и медведей. Температура внутри него зимой держалась ниже 10 градусов. В январе 1899 года Бернт Бентсен умер. Однако похоронили его лишь весной. Перед смертью он просил не хоронить его до весны, так как опасался, что его тело станет лёгкой добычей для песцов и белых медведей.

Остров Рудольфа, мыс Флигели

Самый северный мыс архипелага Земля Франца-Иосифа – крайняя островная точка Российской Федерации и Евразии.

Остров Рудольфа, бухта Теплиц

В бухте Теплиц находится заброшенная метеорологическая станция, которая была построена в 1931–1932 гг. Это была вторая станция на архипелаге и поработала она до 1995 года.

Остров Джексона

Остров Джексона и мыс Норвегия знамениты тем, что здесь провели зиму (1895–96) Фритьоф Нансен и Ямар Йохансен. Они возвращались после попытки покорить Северный полюс, как они думали, на Шпицберген, но вышли к Земле Франца-Иосифа. У них было время подготовиться к зиме. Они настреляли моржей и белых медведей, соорудили жилище, в котором провели зиму, в основном в лежачем положении в одном спальном мешке. В Рождество они вывернули рубашки наизнанку, а в Новый год Нансен сказал Йохансену, что после всего пережитого вместе он может называть его просто Фритьоф, а не мистер Нансен, и пожал ему руку. Но они так и остались на «вы». На мысе установлен памятный знак и есть остатки зимовья.

Остров Нордбрука, мыс Флора

Отличительной особенностью архипелага Земля Франца-Иосифа является наличие большого количества исторических мест – остатков зимовочных лагерей экспедиций, которые планировали использовать архипелаг как стартовую площадку для достижения Северного полюса, а некоторые экспедиции попадали на архипелаг после неудачных попыток покорить вершину планеты. Практически все экспедиции на Землю Франца-Иосифа останавливались на мысе Флора острова Нордбрука.

Остров был открыт экспедицией Бенжамина Ли-Смита в 1880 году. Здесь же зимовала его вторая экспедиция 1881–1182 гг. Зимовка была вынужденной. Изначально Ли-Смит планировал зимовать на острове Белл. В 1894 году британец Фредерик Джексон построил на мысе Флора первое поселение – Элмвуд. Остатки строений экспедиции можно увидеть и сейчас.

В 1896 году на мысе Флора произошла историческая встреча Фритьофа Нансена и Фредерика Джексона. 17 июня к мысу подошли двое. Никто их не ждал и не встречал, и они сами не ожидали никого здесь встретить. Это были известный полярный исследователь Фритьоф Нансен и его спутник Фредерик Ямар Йохансен. С ног до головы они были покрыты копотью и грязью, и при себе у них были два каяка и нарты. За три года на специально построенном для плаваний во льдах и зимовок судне «Фрам» Нансен и его 12 спутников планировали покорить Северный полюс. В 1893 году «Фрам» вмёрз в острова севернее архипелага Новосибирские острова. Судно прошло значительно южнее. После двух лет, проведённых во льдах, «Фрам» достиг своего самого северного географического положения. В 700 километрах от Северного полюса Нансен и Йохансен покинули судно и отправились покорять полюс на собачьих упряжках и каяках. 8 апреля они достигли рекордной широты 86 градусов 14 минут северной широты и были вынуждены повернуть на юг к архипелагу Земля Франца-Иосифа. После зимовки на острове Джексона на мысе Норвегия они двинулись на юг и достигли мыса Флора, где встретились с экспедицией Джексона. Эта встреча фактически спасла им жизнь. В своё время Нансен не взял собой на «Фрам» Фредерика Джексона, так как считал, что Северный полюс должен быть покорён норвежцами. Джексон был из Великобритании.

Привели его к заключению, что:

«между Шпицбергеном и Новой Землей находится ещё не открытая земля, которая простирается к северу дальше Шпицбергена и удерживает льды за собой… Возможное существование такого архипелага указал в своем превосходном, но мало известном докладе о течениях в Ледовитом океане русский флотский офицер барон Шиллинг» .

20 мая 1874 года экипаж «Тегетгоффа» вынужден был бросить судно и по льдам отправиться к берегам Новой Земли, где встретился с русскими поморами-промысловиками, оказавшими помощь в возвращении экспедиции.

Исследования

В сентябре 1927 г. к мысу Флора подошло советское парусно-моторное судно «Эльдинг» Северной научно-промысловой экспедиции ВСНХ , из-за большого скопления битого льда у побережья, высадка не производилась.

С 1928 года ситуация вокруг архипелага стала обостряться. После успешного полета Умберто Нобиле и Рауля Амундсена на дирижабле «Норвегия», в Италии началась подготовка следующей, чисто национальной арктической экспедиции на дирижабле «Италия» , в связи с этим, в итальянской прессе высказывались мнения о возможной предстоящей аннексии Земли Франца-Иосифа в пользу Италии. «Италия» , вылетев с базы на Шпицбергене, прошёл над северной оконечностью архипелага с запада на восток в середине мая 1928 г., во время своего второго арктического полета, однако в третьем полете на полюс произошла катастрофа. В последующих поисках дирижабля активное участие принял Советский Союз, используя ледоколы и ледокольные суда.

31 июля 1928 г. вышло постановление СНК об усилении научно-исследовательских работ в арктических владениях СССР. Разрабатывался первый пятилетний план научных исследований, согласно которому, на Земле Франца-Иосифа, как и на других арктических землях, предполагалась построить геофизические обсерватории. Финансирование научных работ велось отчислением 1,5-2,25 % с дохода от арктического промысла и торговли. Экспедиции, имеющие целью закрепить за страной наиболее спорные территории (Новая Земля и Земля Франца-Иосифа) снаряжались в опережающем порядке, не ожидая окончательного утверждения плана.

В августе 1928 г., в рамках поисков экипажа «Италии», значительное пространство вдоль южных берегов Земли Франца-Иосифа в течение месяца исследовал ледокольный пароход «Г. Седов» , проведя обширные гидро- и метеонаблюдения.

В сентябре 1928 г. ледокол «Красин» подходил к берегу Земли Александры и Земли Георга. На Земле Георга была предпринята попытка построить домик на случай появления не найденных членов экипажа дирижабля но, из-за подошедших льдов, на берег удалось забросить только часть продовольствия и стройматериалов. У мыса Ниль экипаж ледокола впервые водрузил над архипелагом флаг СССР.

19 декабря 1928 г. норвежское правительство, подтверждая получение нотификации о Декрете ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г., сделало оговорку в отношении Земли Франца-Иосифа: «Королевскому правительству неизвестно, чтобы на Земле Франца-Иосифа были известны какие-либо другие интересы, кроме экономических интересов Норвегии…». В печати обсуждались планы по созданию в 1929 году постоянного норвежского поселения на архипелаге, на средства норвежских китобоев готовились суда «Баллеросен» и «Торнес-1», в экспедиции участвовали морские офицеры Норвегии.

С советской стороны началась ускоренная подготовка экспедиции. Проект был разработан Полярной комиссией Академии наук и одобрен правительственной Арктической Комиссией 5 марта 1929 г., СНК, после утверждения проекта, ассигновал необходимые средства, непосредственной организацией плавания занимался . Руководителем экспедиции был назначен О. Ю. Шмидт , заместителями Р. Л. Самойлович и В. Ю. Визе , судном - ледокольным пароходом «Г. Седов» командовал капитан В. И. Воронин, руководству экспедиции в Архангельске на пленуме горсовета был вручён флаг СССР.

21 июля 1929 года пароход «Г. Седов» вышел из Архангельска и 29 июля, пройдя через тяжёлые льды, подошёл к мысу Флора, из-за неудобства подхода к нему мыс достигла санная партия, установившая там флаг, обсерваторию решено было строить в бухте Тихая острова Гукера, на месте зимовки экспедиции Г. Я. Седова 1914 года. До 12 августа в бухте Тихая шла выгрузка снаряжения и продовольствия, на берегу строились дома и радиостанция, затем «Г. Седов» провёл гидрологические исследования в Британском канале, пройдя на север до 82°14’ с. ш. В бухте Теплиц о. Рудольфа были обнаружены три постройки итальянской экспедиции «Стелла Поляре», предпринимались попытки найти могилу Г. Я. Седова на о. Рудольфа. 29 августа судно вернулось в бухту Тихая.

Там, где господствует вечная мерзлота, и средняя годовая температура составляет −12 °C.

Расположен Архипелаг примерно в тысяче километров от северного полюса. Большая часть Земли Франца-Иосифа покрыта ледниками.

Хотя, не надо путать ЗФИ с северным полюсом. Летом температура тут все же может доходить до +12 °C и снег в июле обычно тает.

В этот период обнажается земля, которая буквально за пару недель покрывается мхами и лишайниками, а также цветущими полярными маками, камнеломкой, полярной ивой и прочими неприхотливыми растениями.

Птиц тут не так чтобы много, но они есть. Это люрики, чистики, кайры, моевки, белые чайки, бургомистры, крачки, поморники, гаги, казарки и т.п.

Из животных встречается белый медведь и песец. Кстати, вы знали, что белый медведь относится к морским млекопитающим и даже латинское название белого медведя - Ursus maritimus переводится как «медведь морской»? В море тут также водятся нерпа, морской заяц, гренландский тюлень, морж, нарвал и белуха.

Земля Франца-Иосифа - регион, входящий в небольшую по площади природную зону, известную как зона полярных пустынь.

Люди на ЗФИ никогда не жили по вполне понятным причинам - тут нет ни дров, ни ягод, ни грибов, ни оленей, которых можно одомашнить, ни прочих животных, на которых можно охотиться. Прокормиться и согреться здесь просто нечем. Даже плавник (принесенные морем бревна) тут не горит, в отличие от плавника на побережье. Происходит это, видимо, потому, что промокшие дрова просто не успевают высохнуть, поэтому они круглый год полностью «пропитаны» льдом.

Тем не менее, в двадцатом веке, в период освоения Арктики, на Земле Франца-Иосифа построили метеостанции и военные городки , так что оказалось, что при пособничестве цивилизации жить тут можно. Правда, стоит все это немалых денег, учитывая высокую стоимость доставки еды, топлива и строительных материалов.

История возникновения Земли Франца-Иосифа (геологическая история)

В допалеозойское время на месте современного Баренцева моря располагался огромный материк , простиравшийся на запад до берегов Гренландии. В палеозойский период начали происходить мощные горообразовательные движения, после чего большая часть нынешнего Баренцева моря стала представлять собою материк со сложным горным рельефом .

Однако, эрозионные и денудационные процессы постепенно срезали горный рельеф материка, превратили его в равнинную страну , которая в верхнедевонское время была захвачена водами моря .

В начале пермского времени начало происходить поднятие дна морских геосинклинальных бассейнов, и их обмеление. Позднее проявились горообразовательные движения, сопровождающиеся энергичной вулканической деятельностью. Горообразовательными процессами были созданы мощные горные цепи Новой Земли, Урала, Канина и отдельных частей Шпицбергена . Поднятие шельфа сопровождается вулканическими извержениями (базальтовые покровы Шпицбергена и Земли Франца Иосифа). По данным Фритьофа Нансена на месте Баренцева моря в третичное время располагалась горная страна, приподнятая над современным уровнем моря на 500 м.

В четвертичное время произошло размещение мощных ледниковых покровов . В максимальную фазу оледенения под действием ледниковой нагрузки острова и прилегающие пространства дна моря погружались на 300-400 м. В поздне- и послеледниковое время происходило отмирание ледниковых покровов и сложные колебания береговой линии моря . Процесс поднятия береговой линии Баренцева моря продолжается и сейчас. Темп общего поднятия архипелага за последние 7000 лет составляет 1-5 мм/год.

Кстати, на Земле Франца-Иосифа до сих пор можно найти куски окаменевших деревьев, а также оленьи рога, что говорит о том, что когда-то давно тут могла довольно активно произрастать и обитать разнообразная флора и фауна.

Олени на Земле Франца-Иосифа жили в среднеголоценовое время (8-2,5 тыс. лет назад). Отсюда следует, что в среднем голоцене климат архипелага был теплее, а растительность богаче, чем в настоящее время.

Конец «времени оленей» может быть точно датирован. Оленьи рога не встречаются ниже 5-метрового уровня. Следовательно, ухудшение климата, крупное наступание ледников и вымирание оленей на островах архипелага произошли тогда, когда его берега были на 5 м ниже, т.е. около 2,5 тыс. лет назад.

Вымирание оленей и крупное наступание ледников архипелага совпадает по времени с отодвиганием к югу лесной зоны и возрождением зоны тундр вдоль северного побережья России, а также с уходом теплолюбивой фауны из прибрежных вод Шпицбергена.

История открытия и освоения Земли Франца-Иосифа

Теоретическое открытие ЗФИ

Первые мысли о необходимости исследования северных территорий появились еще в XVIII веке. Михаил Ломоносов в труде под названием "Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию", предполагал найти острова к востоку от Шпицбергена.

В конце шестидесятых годов ХIХ столетия знаменитый русский метеоролог А.И.Воейков поставил вопрос об организации большой экспедиции для исследования русских полярных морей. Эту идею горячо поддержал известный географ и революционер, теоретик анархизма князь П.А.Кропоткин.

Различные соображения, а главным образом наблюдения над льдами Баренцова моря привели Кропоткина к заключению, что «между Шпицбергеном и Новой Землей находится еще не открытая земля, которая простирается к северу дальше Шпицбергена и удерживает льды за собой... Возможное существование такого архипелага указал в своем превосходном, но мало известном докладе о течениях в Ледовитом океане русский флотский офицер барон Шиллинг». В 1870 году Кропоткин составил проект экспедиции. Однако царское правительство отказало в средствах, и экспедиция не состоялась.

Практическое открытие ЗФИ

Открыта Земля Франца-Иосифа была австро-венгерской экспедицией Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта, и кем только не исследована - и англичанами, и шотландцами, и американцами... А досталась все равно нам. На фото Юлиус Пайер и Карл Вейпрехт. Кстати, что за шубка у одного из них? Никак из краснокнижного белого медведя?)

В 1901 году архипелаг исследовала первая российская экспедиция на ледоколе “Ермак” под началом вице-адмирала Макарова. Утверждается, что именно в этот период на островах архипелага был впервые поднят российский флаг.

В 1914 году в поисках Г. Я. Седова архипелаг посетил Исхак Ислямов. Он же объявил ЗФИ российской территорией и поднял над ней российский флаг.

В некоторых источниках (даже в той же пресловутой Википедии) пишут, что объявил ЗФИ российской территорией именно Ислямов. Хотя, флаг-то до него уже ставил Макаров, поэтому, вроде как получается, что именно Макаров первый предъявил права России на Землю Франца-Иосифа?

Почему возникла такая путница - мне не известно, но в целях справедливости отмечу оба факта - а вы уж сами решайте, кто был первым.

Учитывая, что прилегающий к ЗФИ Баренцевоморский шельф является перспективным в отношении обнаружения здесь залежей углеводородного сырья, Архипелаг может стать очень выгодным «приобретением».

Ислямов, сообщив о приобретении для страны новой территории, предлагал незамедлительно переименовать ее из Земли Франца Иосифа в Земли Романовых, но предложение застряло в бюрократических дебрях. А там ушла в историю сначала одна империя, а сразу за ней другая. Исхак Ислямов стал членом Гельсингфорсского мусульманского исполкома армии, флота и рабочих, потом воевал в составе Белой армии, эмигрировал, заведовал в Константинополе гидрографической частью Русской морской базы.

В 1926 году ЦИК СССР принял декрет, по которому все арктические острова, примыкающие к сухопутным границам государства, объявлялись советской территорией. Через три года, летом 1929-го, Отто Шмидт в ходе полярной экспедиции на ледокольном пароходе «Георгий Седов» водрузил на архипелаге советский флаг.

В 1929 году советское правительство решило установить научно-исследовательскую станцию для усиления научных работ на территории Арктики. Тогда же в бухте Тихой острова Гукера открылась первая советская научно-исследовательская станция. В 1931 г. архипелаг был объявлен территорий советского союза, с этого времени начинается освоение Северного полюса советскими исследователями. С тех пор архипелаг ежегодно посещали советские полярные экспедиции.

Советское правительство собиралось сменить название Франца Иосифа как политически не удобное и переименовать архипелаг в честь норвежского исследователя Фритьофа Нансена или русского анархиста Кропоткина, но решение понято так и не было.

Помимо ученых, на ЗФИ плотно обосновались военные. В 1936 г. на острове Рудольфа была организована первая военно-воздушная база СССР. И дальше пошло-поехало... Тем не менее, в 90-х годах двадцатого века, в силу известных экономических и политических причин, военные архипелаг покинули, оставив функционировать только погранзаставу «Нагурское», находящуюся на острове Земля Александры.

Городок пограничного линейного отделения войсковой части 9794, включающий самый северный аэропорт и погранзаставу - работает до сих пор. Не так давно там построили отличный двухэтажный корпус со всеми удобствами: центральным отоплением, канализацией, холодной и горячей водой, спутниковым телевидением. Внутри комплекса имеется «зимний сад», правда, растения и деревья там искусственные. Сад этот погранцы называют «Атриумом». Здесь всегда синее небо с кучевыми облаками, детская площадка, фонтан, лавочки, бильярд, аквариум с живыми рыбками, кинозал, настольный теннис.

В «Нагурское» служат только офицеры и прапорщики. Треть пограничников живут на заставе вместе с женами. Летают сюда из Воркуты и Архангельска. Плотные туманы, низкая облачность, осадки и сильные ветра - такая погода на Земле Александры круглый год. Были случаи неудачных посадок, но удивительное дело: за всю историю ни один человек на острове не погиб.

Хотя, на других островах жертвы были. Например, на Греэм-Белле, где с 50-х по 90-е годы двадцатого века находился уникальный ледовый аэродром , пару раз случались авиакатастрофы с жертвами.

Экипаж 254 летного отряда произвел взлет с аэродрома Нагурская в 08:20 мск с целью разведки ледовой обстановки северных подходов для обеспечения вывода ледокола «Индигирка». Связь прекратилась через 3 часа 40 мин. после взлета. 23 октября самолет Ил-14 обнаружен на северо-западном склоне ледника о. Греэм-Белл разрушенным и сгоревшим. При пожаре на месте катастрофы лед частично растаял и поэтому обломки обнаружены вмерзшими в ледник. Удалось найти только 4 тела.

В последнем докладе экипаж сообщил свои координаты, истинный курс и высоту полета. От о. Гофман самолет прошел севернее о. Греэм-Белл и, облетев его с юга, вошел в пролив Моргана. В процессе полета экипаж неоднократно запрашивал фактическую погоду аэродромов Греэм-Белл и Средний, но данные переданы не были из-за их отсутствия. Несмотря на наличие в районе о. Греэм-Белл погоды ниже минимума для полетов в районе островов и проливов, экипаж продолжил выполнять задание и в проливе Моргана попал в тяжелые метеоусловия.

В 11:50 экипаж запросил, работает ли привод аэродрома Греэм-Белл. Получив отрицательный ответ, экипаж запросил нажатие на связном передатчике для определения пеленга. Определив пеленг, экипаж посчитал, что уже пролетел опасное узкое место пролива. Взяв курс на аэродром Греэм-Белл, экипаж считал, что полет проходит над припайным льдом пролива. Ни радиовысотомер, ни радиолокатор в силу конструктивных недостатков не давали истинных показаний высоты полета и фактической картины пролетаемой местности при полетах над ледниковыми массивами. Фактически полет проходил над поднимающимся склоном ледника. На высоте 150 м в горизонтальном полете самолет столкнулся со склоном ледника. Отделившись, он пролетел 750 м, еще раз столкнулся со склоном ледника на высоте 200 м, разрушился и сгорел. В память о погибших крайний западный мыс острова был назван мысом Семерых.

Днем в простых метеоусловиях при выполнении посадки на аэродроме «Ледовая база» в 53 км от острова Греэм-Белл произошло авиационное происшествие с самолетом Ан-12 № 12962 Красноярского управления ГА. Экипаж Норильского ОАО в составе командира корабля Улагашева А.Д., второго пилота Менжулина А.И., штурмана экипажа Чихачева В.П., бортмеханика Ли Е.А. и бортрадиста Калачева А.А. выполнял транспортный полет по обслуживанию высокоширотной экспедиции «Север-86».

На предпосадочной прямой из-за общей белизны от свежевыпавшего снега командир корабля не смог определить расстояние до заснеженной ледовой поверхности, но продолжил заход на посадку, допустив при этом превышение вертикальной скорости снижения. Не долетев до начала ВПП самолет столкнулся со снежным бруствером и потерпел поломку. Причиной авиационного происшествия явилась ошибка командира корабля в расчете на посадку и в определении момента выравнивания из-за его неполной подготовленности к полетам по данному виду работ, а также нарушение командно-летным составом нормативов допуска экипажа к полетам по обслуживанию высокоширотных экспедиций. В результате подвижки и торошения льдов 12.05.86 подготовленный к эвакуации фюзеляж самолета затонул.

И, наконец, возле аэродрома лежит АН-12 № 11994 , но никакой информации о нем обнаружить не удалось.

На одном из форумов я нашла информацию, что это была всего лишь неудачная посадка – самолет слишком рано сел на полосу. Но жертв там не было – все закончилось хорошо.

Если уж говорить о жертвах, то, подозреваю, основная опасность на Архипелаге Земля Франца-Иосифа возникает из-за белых медведей. Хотя, с другой стороны, учитывая огромное количество медведей на ЗФИ, смертей из-за них было совсем не много. Считается, что Земля Франца-Иосифа является родильным домом белых медведей, так что можно предположить, что служивые встречались с хищниками постоянно. А значит, процент несчастных случаев на самом деле совсем не высок.

Ну и опять же, если люди на ЗФИ и погибали, то исключительно из-за собственной глупости и халатности. Все как везде. Вот, например, история:

«На другой день полетели в Нагурию и обратно, это около двух с половиной тысяч километров. А потом срочный санрейс на осиров Грем-Белл, на ЗФИ. Там какая-то рота связи. Солдатик хлебнул спиртика, надыбал где-то, и очень плохо ему стало. Забрали мы его, и пока шли на Диксон, он скончался на руках у нашей медсестры.

Прилетели, а нам говорят: ребята, надо опять туда лететь, срочно. Оказывается, когда там узнали, то целая очередь к доктору выстроилась: и мы пробовали! Мы опять туда, а уже вторые сутки пошли, какое там НПП. Пошли к солдатам: братцы, говорим, кто хоть чуть- чуть попробовал, не скрывайте, летим с нами, третий раз мы уже не сможем! В воздухе двоим очень плохо стало, один из них умер уже в больнице. Оказалось, что там еще один нашелся, но мы уже не могли, третьи сутки пошли. На Диксоне отдыхал ледовый разведчик, его срочно подняли и он полетел. И вот так целый месяц. Налетали мы сто восемьдесят часов.

Воспоминания штурмана полярной авиации Марка Соломоновича Эдельштейна.»

Хотя, хватит о грустном. Хорошего на Земле Франца-Иосифа тоже много. И немногочисленные туристы имеют возможность в этом убедиться.

Земля Франца-Иосифа в наше время - фото, описания, карты

ЗФИ – самая северная территория России, расположенная примерно в девятистах километрах от северного полюса. Административно архипелаг относится к Архангельской области. Координаты Земли Франкца-Иосифа: 80.666667, 54.833333.

В Википедии написано, что ЗФИ состоит из 192 островов. Но, оказывается, на сей счет до сих пор имелись определенные сомнения и 192-й остров пока официально «не зарегистрирован» и отдельного названия не имеет.

Суть в том, что остров Нортбрука на юго-западе архипелага представляет собой два участка суши, разделенных проливом. Причем, изначально он считался единым островом, но состоящим из двух частей, соединенных узеньким перешейком. Однако, в связи с интенсификацией береговых процессов, отступанием морских льдов летом и таянием мерзлоты, перешеек размыло, и между двумя участками острова сформировался пролив.

Летом 2007 года, норвежец Борге Оусланд вместе с коллегой-спортсменом из Швейцарии Томасом Ульрихом совершали мемориальную экспедицию – шли по следам Фритьофа Нансена и Ялмара Йохансена и в процессе обследования острова Нортбрука обнаружили пролив. Они не стали замалчивать о своей находке, и направили письмо в Посольство РФ в Норвегии с заявлением об открытии нового острова на ЗФИ. Письмо через посольство РФ в Норвегии было передано в российский МИД, и оттуда спустили распоряжение в Управление навигации и океанографии Минобороны РФ - разобраться, сколько же на самом деле островов в архипелаге.

Вместе с тем, после публичных заявлений о «появлении у России нового острова», депутаты Архангельского областного собрания присвоили острову имя знаменитого полярного капитана Юрия Кучиева. И под этим названием он уже фигурирует в Википедии, хотя решение областного собрания по такому вопросу не легитимно. Так что сейчас остается завершить открытие – официально признать и дать названия новым географическим объектам, что должно будет сделать Управление по навигации и океанографии и Комиссия по географическим названиям.

Достопримечательности Земли Франца-Иосифа

Самое северное отделение Почты России, метеостанция - остров Хейса

25 августа 2005 года Почта России объявила о том, что открывает самое северное почтовое отделение мира «Архангельск 163100». Оно находится на острове Хейса. Почта работает один день в неделю: в среду с 10 до 11 часов. И что важно - без перерыва.

С лета 1957 года на острове расположена обсерватория имени Кренкеля.

Интересная информация:

  • На острове Хейса Владимир Санин написал одну из своих самых известных книг - «Не говори ты Арктике - прощай».
  • 12 февраля 1981 года при заходе на посадку на остров Хейса потерпел катастрофу самолёт Ил-14, вёзший оборудование и учёных для обсерватории. Разбитый самолёт можно увидеть и поныне.

Остров Галля, мыс Тегетхофф

Мыс Тегетхофф острова Галля – знаковое место. Здесь был открыт архипелаг Земля Франца-Иосифа. 30 августа 1873 года сюда подошло судно «Адмирал Тегеттхофф», с экспедицией Юлиуса Пайера и Карла Вайпрехта.

Здесь же находятся остатки зимовья экспедиции Вельмана.

Знамениты также скалы на оконечности острова, которые возвышаются из самого моря.

Остров Вильчека

Другой остров, связанный с трагическими событиями экспедиции первооткрывателей архипелага, – остров Вильчека. На высоком острове находится могила одного из участников экспедиции на судне «Адмирал Тегетхофф» Отто Криша, который был механиком на судне и умер в 1873 году от цинги.

Остров Чампа, мыс Триест

На мысе Триест находятся уникальные каменные образования идеально круглой формы – сферолиты, или конкреции. Марказитовые конкреции встречаются на мысе повсеместно, и размеры их от нескольких сантиметров до нескольких метров в диаметре.

Слово «конкреции» происходит от латинского concretio – «срастание». Это стяжения, минеральные образования округлой формы в осадочных горных породах. По своему составу это песчаник. В самом центре конкреции находится органическое ядро, вокруг которого накапливался рыхлый материал континентального происхождения.

Пролив Негри

Узкий пролив между островом Галля и островом Мак-Клинтока. Здесь находятся одни из крупнейших ледников архипелага. Пролив часто бывает буквально забит айсбергами.

Острова Аполлонова и Столичка

Эти острова с виду ничем не выделяются, и даже на морских картах обычно обозначен лишь более крупный остров – Столичка, но, как это часто бывает, всё самое интересное находится на острове радом, совсем небольшом и неприметном. В данном случае это остров Аполлонова. Остров известен тем, что тут находится одно из крупнейших лежбищ атлантических моржей, занесённых в Красную книгу РФ.

Остров Гукера

На острове Гукера находится заброшенная советская полярная станция «Тихая». Станция была открыта в 1929 году, а в 1959-м закрыта, но в те времена она была крупнейшей арктической научно-исследовательской станцией СССР. До сегодняшнего времени станция сохранила свой внешний вид – можно видеть своими глазами, как жили полярники в те времена.

Скала Рубини-Рок

Крупнейший птичий базар, на котором гнездится более 50 тысяч птиц. Среди них моевки, кайры, чистики, бургомистры и люрики. Кайры гнездятся непосредственно на уступах. Гнёзд они не строят, а откладывают яйца на голую каменную поверхность. Чайки моевки строят гнёзда из трав, лишайников и другой растительности, скрепляя её собственным помётом.

Остров Алджера

Здесь в 1901 году находился базовый лагерь экспедиции, которая прибыла на архипелаг на паровой яхте «Америка». Экспедицию финансировал миллионер Уильям Циглер.

Земля Вильчека, мыс Геллера

На острове находятся остатки зимовья Форт Мак-Кинли и могила Бернта Бентсена, который не смог пережить зимовку 1898-99 годов. Он был в составе экспедиции Вальтера Уэлмана, основной целью которой было покорение Северного полюса. Главный лагерь экспедиции находился на мысе Тегеттхофф острова Галля. На мысе Геллера был организован временный продовольственный склад. Он был построен из больших плоских камней и накрыт шкурами убитых моржей и медведей. Температура внутри него зимой держалась ниже 10 градусов. В январе 1899 года Бернт Бентсен умер. Однако похоронили его лишь весной. Перед смертью он просил не хоронить его до весны, так как опасался, что его тело станет лёгкой добычей для песцов и белых медведей.

Остров Рудольфа, мыс Флигели

Самый северный мыс архипелага Земля Франца-Иосифа – крайняя островная точка Российской Федерации и Евразии.

Остров Рудольфа, бухта Теплиц

В бухте Теплиц находится заброшенная метеорологическая станция, которая была построена в 1931–1932 гг. Это была вторая станция на архипелаге и поработала она до 1995 года.

Остров Джексона

Остров Джексона и мыс Норвегия знамениты тем, что здесь провели зиму (1895–96) Фритьоф Нансен и Ямар Йохансен. Они возвращались после попытки покорить Северный полюс, как они думали, на Шпицберген, но вышли к Земле Франца-Иосифа. У них было время подготовиться к зиме. Они настреляли моржей и белых медведей, соорудили жилище, в котором провели зиму, в основном в лежачем положении в одном спальном мешке. В Рождество они вывернули рубашки наизнанку, а в Новый год Нансен сказал Йохансену, что после всего пережитого вместе он может называть его просто Фритьоф, а не мистер Нансен, и пожал ему руку. Но они так и остались на «вы». На мысе установлен памятный знак и есть остатки зимовья.

Остров Нордбрука, мыс Флора

Отличительной особенностью архипелага Земля Франца-Иосифа является наличие большого количества исторических мест – остатков зимовочных лагерей экспедиций, которые планировали использовать архипелаг как стартовую площадку для достижения Северного полюса, а некоторые экспедиции попадали на архипелаг после неудачных попыток покорить вершину планеты. Практически все экспедиции на Землю Франца-Иосифа останавливались на мысе Флора острова Нордбрука.

Остров был открыт экспедицией Бенжамина Ли-Смита в 1880 году. Здесь же зимовала его вторая экспедиция 1881–1182 гг. Зимовка была вынужденной. Изначально Ли-Смит планировал зимовать на острове Белл. В 1894 году британец Фредерик Джексон построил на мысе Флора первое поселение – Элмвуд. Остатки строений экспедиции можно увидеть и сейчас.

В 1896 году на мысе Флора произошла историческая встреча Фритьофа Нансена и Фредерика Джексона. 17 июня к мысу подошли двое. Никто их не ждал и не встречал, и они сами не ожидали никого здесь встретить. Это были известный полярный исследователь Фритьоф Нансен и его спутник Фредерик Ямар Йохансен. С ног до головы они были покрыты копотью и грязью, и при себе у них были два каяка и нарты. За три года на специально построенном для плаваний во льдах и зимовок судне «Фрам» Нансен и его 12 спутников планировали покорить Северный полюс. В 1893 году «Фрам» вмёрз в острова севернее архипелага Новосибирские острова. Судно прошло значительно южнее. После двух лет, проведённых во льдах, «Фрам» достиг своего самого северного географического положения. В 700 километрах от Северного полюса Нансен и Йохансен покинули судно и отправились покорять полюс на собачьих упряжках и каяках. 8 апреля они достигли рекордной широты 86 градусов 14 минут северной широты и были вынуждены повернуть на юг к архипелагу Земля Франца-Иосифа. После зимовки на острове Джексона на мысе Норвегия они двинулись на юг и достигли мыса Флора, где встретились с экспедицией Джексона. Эта встреча фактически спасла им жизнь. В своё время Нансен не взял собой на «Фрам» Фредерика Джексона, так как считал, что Северный полюс должен быть покорён норвежцами. Джексон был из Великобритании.