Как работает интроскоп в аэропорту. Интроскопы в аэропортах

Интернет пестрит, а люди верят в досужие домыслы о вреде и опасном воздействии интроскопов на здоровье человека. Однако все эти мифы слишком далеки от реальности, как бы того не хотелось рьяным противникам технического прогресса. Чтобы не вводить Вас в заблуждение, пройдем по каждому из слухов и на основании научных фактов докажем их несостоятельность.

1. Во время сканирования сумки через интроскоп мы получаем облучение

Миф о получении радиационного облучения во время работы интроскопа, пожалуй, один из самых распространенных. На эту информацию легко наткнуться на сайтах молодых мам (местами чересчур мнительных и богатых на фантазию) или в примитивных ответах на Mail.ru, не подкрепленных ни одним вразумительным доводом. Однако никогда Вы не встретите такой информации на специализированных ресурсах, которыми пользуются профессионалы, имеющие непосредственное отношение к рентгеновскому оборудованию (радиотехники, специалисты по безопасности, медработники).

Несмотря на угрозу для жизни и здоровья, тысячи людей ежедневно проходят предполетный контроль в аэропорту, досмотр на пограничных постах, да и просто при входе на территорию административных или режимных объектов. Неужели все мы подвергаемся такой опасности?! Как ни странно, все по-прежнему живы и здоровы, откуда же тогда взялся этот миф? За ответами обратимся к науке.

В физике для измерения воздействия радиации на организм человека используются понятия эквивалентной дозы и мощности эквивалентной дозы, которые измеряются в Зивертах (Зв) и Зивертах/час, а также в их тысячном (миллизиверты (мЗв)) и миллионном (микрозиверты (мкЗв)) эквивалентах. Излучение в 2-3 Зиверта (Зв) действительно может нанести серьезный вред здоровью человека.

Предельно безопасной дозой облучения для человека считается 100 мЗв в год. При дозе облучения до 70 мЗв никаких негативных последствий для здоровья не наблюдается. Доза облучения в 1-2 Зв может вызвать лучевую болезнь. Облучение в 3-5 Зв повреждает костный мозг, от более высоких доз смерть наступает через 2-3 недели.

Есть миллизиверт (мЗв - одна тысячная зиверта) и микрозиверт (мкЗв - одна миллионная зиверта), т.е. 1 мЗв равен 1000 мкЗв. Сравним на практике: доза ионизирующего излучения интроскопа ADANI BV5030 не превышает 0,16 мкЗв, то есть даже одной сотой доли миллионной части Зиверта или 0,00016 мЗв.

Если проще - это настолько малая доза излучения, что какие-либо последствия ее воздействия исключены. Естественно, мы рассматриваем здравомыслящих людей, которые не попытаются залезть внутрь досмотрового туннеля. В таком случае человек получит дозу облучения, но и она будет не критичной. В иной ситуации находится оператор РТУ, осуществляющий процесс сканирования, и подверженный минимальной эквивалентной дозе излучения. Однако его от воздействия лучей защищает закрывающие досмотровое окно прорезиненные ламели.

А для находящихся рядом воздействие излучения интроскопа, как уже было сказано, абсолютно безопасно. Проходите контроль спокойно!

2. Воздействие излучения интроскопа на оператора досмотра

Из первого пункта закономерно следует вопрос - а как на счет воздействия радиационного излучения на оператора интроскопа? Это второй в рейтинге миф по популярности.

Доза излучения, получаемая оператором рентгеновской установки (РТУ) не превышает 0,1 мкЗв. Плюс ко всему, доза ионизирующего излучения у интроскопов ADANI одна из самых минимальных в мире. Однако справедливо заметить, что пассажиры проводят значительно меньше времени рядом с РТУ - не более 5-10 минут. Тогда как операторы проводят рядом с досмотровой установкой весь рабочий день, а значит и дозу облучения получают в разы большую. Это действительно так!

Несмотря на то, что и 0,1 мкЗв считается безопасной дозой, продолжительность работы операторов РТУ строго регламентирована. Чтобы минимизировать воздействие излучения, для сотрудников предусмотрена посменная работа, с графиком, не превышающим безопасно допустимую норму облучения в сутки.

Также специально для контроля дозы радиации в интроскопе предусмотрены:

  • встроенный дозиметр;
  • встроенный механический затвор;
  • видимый сигнал предупреждения об использовании сканера.

Использование данных опций позволяет предупредить оператора о превышении допустимого времени работы с интроскопом. Сотрудника подменяет следующий по смене. Таким образом обеспечивается непрерывный процесс досмотра и соблюдение требований безопасности труда при работе с источником ионизирующего излучения.

3. Облучение багажа при досмотре

Довольно странный миф, но если кто-то до него додумался - придется разобрать и его. Основываясь на выше описанных фактах, доза облучения при досмотре личных вещей настолько мала, что не представляет опасности ни для пассажира, ни для оператора интроскопа. То же самое касается и самих сканируемых предметов, как ни странно это звучит.

Да, эквивалентная доза облучения внутри досмотрового туннеля выше, чем в непосредственной близости с интроскопом, однако и эта цифра не превышает безопасно допустимого значения.

То есть те, кого сильно волновал вопрос, привезут ли они из отпуска вместе с незабываемыми впечатлениями радиоактивный магнитик, могут не волноваться. Нет, это абсурдное утверждение, не имеющего ничего общего с правдой.

4. Интроскоп засвечивает фотопленку

Этот миф тем менее востребован сегодня, чем больше в прошлое уходят пленочные фотоаппараты, переходя из разряда общеразтиражированных мифов в разряд “баек” для специалистов. И поскольку любители ретро-аппаратов все еще остались, развенчать этот миф все-таки придется.

На сегодняшний день мнение о том, что интроскопы способны оказывать воздействие на пленку, не состоятельно. Более того, производители современных рентгеновских установок указывают в спецификации, что излучение безопасно для фото- и видеопленок, даже повышенной чувствительности до ISO 1600 (33DIN).

5. Интроскопы опасны для гаджетов и технических устройств

В начале 2000-х этот миф еще имел место на существование. Он не имел ничего общего с действительностью, но мог быть оправдан только начавшейся волной популяризации персональных компьютеров и боязнью повредить драгоценную технику.

Сейчас, когда смартфонами, планшетами и другими электронным гаджетами вооружены все до зубов с малолетства, сложно представить, что кто-то еще может верить в эту страшилку. Мы ежедневно проходим через рамки металлоискателей, сканируем личные вещи посредством интроскопов и странно предположить, что рентгеновские лучи могут каким-либо образом повредить нашей технике. Этот миф полностью несостоятелен, что не требует лишних доказательств.

6. Интроскопы - это источник радиации

Ошибочно путать радиацию и рентгеновское излучение. Ни при медицинском обследовании, ни при сканировании багажа мы не подвергаемся воздействию радиации.

По своей природе рентгеновские лучи являются видом электромагнитного излучения. Аналогичное происхождение имеют световые и радиоволны. Используя свойства этих волн сегодня передаются различные сигналы, в том числе, такие как теле- и радио.

Специфическая особенность рентгеновских волн - малая длина и высокая энергоемкость. То есть рентген-лучи могут нести большую энергию, а значит и обладают высокой проникающей способностью. Следовательно, чем выше энергия лучей, тем больше проникающая способность. Что позволяет на основе данной технологии создавать крупногабаритные инспекционно-досмотровые комплексы для досмотра грузов, автомобильного транспорта и даже ЖД-составов.

Также рентгеновские лучи могут проникать через тело человека без какого-либо вреда для организма. Данное свойство более активно применяется в медицине, нежели в сфере безопасности, за исключением, полноростовых сканеров досмотра человека.

Ученые и врачи единогласно утверждают, что вреда от рентгеновского излучения нет. Для сравнения, доза излучения, которую мы получаем за 10 недель при повседневной жизни в городе, сопоставима с эквивалентной дозой во время одного медицинского обследования с помощью рентгеновской установки.

Не лишним будет заметить, что доза излучения в рентгеновских досмотровых установках во много раз слабее, нежели в медицинских аппаратов.

7. Интроскопы опасны даже в выключенном состоянии

Обоснование несостоятельности данного мифа вытекает из предыдущего блока. Утверждения, что интроскопы, якобы, опасны по причине их радиоактивности, основываются на положении о наведенной радиации.

Наведенная радиация - радиоактивность веществ при воздействии на них ионизирующего излучения, чаще всего нейтронов.

Данное понятие не имеет ничего общего с рентгеновским излучением, поскольку их природа различна. Нейтронные излучение - продукт ядерного распада. Сами по себе нейтроны являются частицами, на имеющими электрического заряда и, следовательно, не носящими ионизирующего (радиоактивного) воздействия. Однако при воздействии нейтронов на определенные вещества, те могут приобретать радиоактивные свойства - что и называется наведенной радиацией. На чем и основан данный миф.

В интроскопах используется совсем другое физическое явление. Рентгеновское излучение - сверх короткие волны электромагнитного происхождения, полученные путем ускорения в рентгеновской трубке отрицательно (катода) и положительно (анода) заряженных электронов. Данное физическое явление лежит в основе генератора рентгеновской установки, соответственно, при отключении которого приостанавливается и происхождение ионизирующего излучения. Что делает миф об опасности интроскопов в выключенном виде несостоятельным.

Рентгенотелевизионный интроскоп Rapiscan(склад в Москве, рентгеновское оборудование в наличии).

Термин интроскоп происходит от латинского слова intro, означающего «внутрь», «внутри». В общем смысле, интроскоп – это прибор, с помощью которого можно наблюдать за процессами, протекающими внутри непрозрачных объектов.
Методы исследования могут быть различными. Они зависят от объектов, о которых необходимо получить информацию. Например, различные проникающие излучения и поля. Это могут быть упругие колебания на частотах от 10 Гц до 1000 МГц. Могут использоваться электромагнитные колебания. Может применяться инфракрасное и рентгеновское излучение, электрические и гравитационные поля, а также потоки элементарных частиц.




Интроскоп для досмотра багажа.

Для досмотра багажа и грузов обычно используют рентгенотелевизионный интроскоп – прибор, имеющий один или несколько источников рентгеновского излучения.
Рентгенотелевизионный интроскоп используется не только в аэропортах для досмотра багажа и таможенных терминалах для досмотра грузов. В последние годы, в связи с террористическими угрозами, рентгеновский интроскоп Rapiscan активно используются в метрополитенах, железнодорожных и автовокзалах, бизнес-центрах, спортивных объектах, в почтовых отделениях. Основное предназначение – досмотр багажа и грузов с целью выявления запрещенных к транспортировке предметов и веществ (оружие, взрывчатые вещества, наркотические вещества и т.д.). Досмотр багажа производится самыми современными средствами оборудования, внедрение инновационных методов, является главной задачей компании Rapiscan Systems. В некоторых случаях интроскоп используют в промышленном производстве для контроля поступающего на технологические линии упакованного сырья. Интроскоп Rapiscan производится для широкого применения в различных областях и условиях, каждое оборудование обладает высокой надежностью.

Интроскоп Rapiscan и принципы работы.

С принципом работы интроскопа можно подробно ознакомиться в инструкции по эксплуатации, которая сопровождает каждый прибор. В целом, рентгеновский интроскоп состоит из металлического корпуса, в котором расположен генератор рентеновского излучения, линейка детекторов и транспортер, по которому передвигается исследуемый предмет. Предусмотрен туннель со специальными шторками. Пульт управления интроскопом и монитор отображения информации также входят в комплект.
Процедура сканирования производится следующим образом: например, предмет или багаж укладывается в интроскоп (в нашем случае это интроскоп Rapiscan) на транспортер и по транспортеру перемещается между работающей рентгеновской трубкой и детекторами излучения. В зависимости от плотности предмета (и его составляющих) теряется часть энергии излучения. Остаточная энергия преобразуется детекторами в электрические сигналы, обрабатываемые процессорным блоком. В итоге генерируется проекция (теневое рентгенотелевизионное изображение) предмета, на которой можно увидеть его внутреннюю структуру. В случае сканирования багажа - содержимое багажа. То есть, чем плотнее предмет, тем меньше излучения попадает на детекторы. Сигнал с детекторов попадает в компьютер, который и выводит изображение на монитор. Интроскоп Rapiscan получил новейшие разработки в области формирования изображения, в результает вы получаете высокого качества изображение досматриваемого объекта.
Интроскоп для досмотра багажа и грузов полностью безопасен для человека. Энергия, генерируемая рентгеновскими трубками мала для того, чтобы нанести вред неодушевленным предметам, а так же продуктам питания. Практически все рентгеновское излучение ограничено корпусом, а входы и выходы в туннель оборудованы шторками из специального полимера, с добавлением тяжелых металлов (например, свинца). Они эффективно экранируют излучение. Интроскоп Рапискан реализует только новейшие технологии, как в сканировании объектов, так и в безопасности для человека. Оборудование в компании Аспект безопасности обладает всеми необходимыми функциями для качественной и надежной работы. Каждый позиция каталога проходит все необходимые тесты, чтобы мы могли давать вам гарантию надежности и безвредности. Начиная с нами сотрудничество, вы получаете интроскоп высокой надежностию. Мы предоставляем услуги монтажа, сервисного обслуживания и ремонта.




Задачи

В зависимости от задач, которые должны выполнять интроскопы для досмотра, их классифицируют. Во-первых, по размеру туннеля. Для писем и небольших бандеролей используют небольшие интроскопы с размером туннеля 50х30 см. Для крупногабаритного багажа могут быть размеры туннеля 180х180 см. Во-вторых, интроскоп классифицируют по проникающей способности излучения. Как правило, в современных интроскопах в качестве источника применяются рентгеновские трубки с энергией от 100 до 160 кЭв. С током от 0,1 до 3 мА. Учитывается также верхняя или нижняя загрузка транспортера интрокопа для досмотра багажа и грузов. Тяжелый багаж или груз сканируется на интроскопах с низким расположением транспортера. В нашей компании вы найдете лучшие интроскоп, бренда с мировым именем, компании Rapiscan Systems.

Производители интроскопов

Цена интроскопа так же имеет значение при выборе оборудования. Традиционно, самые дешевые интроскопы производятся в Китае, самые дорогие интроскопы – в США и Германии. Цена интроскопов российского производства находится в среднем диапазоне. ООО «ГК «Аспект безопасности» является дистрибьютером известного на весь мир производителя интроскопов Rapiscan Systems (USA). Качество и надежность этого оборудования оценена практически всеми международными аэропортами в мире.

Интроскоп для досмотра багажа и грузов

Интроскоп Rapiscan в нашей компании вы можете купить, сделав запрос онлайн, на официальную почту или позвонив в офис. Наши специалисты подберут необходимый интроскоп под ваши нужды, исходя из технического задания, для досмотра грузов, крупно и мало габаритных, для досмотра багажа, и досмотра посылок. Специалисты компании производят доставку до транспортной компании, монтаж, пуско-наладочные работы и ремонт оборудования Rapiscan. В 2019 году, наша компания проводит акции на интроскоп Rapiscan. В расширенном модельном ряде представлены интроскопы Rapiscan для проверки габаритного багажа и грузов. Новейший интроскоп идеально впишется в любую архитектуру, идеальное качество изображения проверяемого предмета, позволяет расширить фукциональные возможности оборудования. Чтобы купить интроскоп по выгодной цене, вам необходимо позвонить в отдел продаж и узнать условия получения скидки на оборудование.

Интроскоп Rapiscan Systems и Аспект безопасности.

Компания Rapiscan Systems является лидером в области производства рентгенотелевизионных интрсокопов. Каждый год производятся новые модели и модернизируются имеющиеся в каталоге. Интроскоп в Аспекте безопасности в 2019 году представлен новыми моделями, которые отличаются от большинства высокой надежностью, эксплуатационными характеристиками, простотой в использовании, такие интроскпы не требуют дополнительного обучения персонала. Наша компания проводит акции и скидки на рентгеновские интроскопы в связи с пятнадцатилетием компании. Чтобы купить интроскоп по выгодной цене, вам стоит позвонить или написать в отдел продаж компании и узнать об условиях проведения акции. В итоге цена на интроскоп будет ниже рыночной. Наши специалисты в любой время готовы ответить на все ваши вопросы об рентгенотелевизионных установках и подобрать необходимое оборудование.

Компания Аспект безопасности проводит акции на досмотровое, охранное и антитеррористическое оборудование. Для каждого посетителя мы приготовили возможность получения персональных скидок. О размере скидок и способе получения вы можете узнать в нашей компании, позвонив в отдел продаж, или отправить запрос на корпоративную почту компании. Наши специалисты готовы подобрать вам необходимое оборудование, если у вас возникли вопросы в процессе поиска, рассказать о персональных скидках и провести сделку в самые короткие сроки. Скидки компании распространяются не только на оборудование, но и на услуги компании. Услуги компании ГК Аспект безопасности: проектирование комплексных систем безопасности, доставка, монтаж, пусконаладочные работы, ремонт охранного, досмотрового оборудование, сервисное обслуживание.
Наша компания является официальным дистрибьютором компании Rapiscan Systems. Этой осенью мы предлагаем лучшие условия, чтобы вы могли купить лучшую рентгеновскую установку для досмотра, интроскоп Rapiscan. Скидки распространяются на все модели, для досмотра почты и писем, для досмотра багажа, для досмотра грузов. Интроскоп Rapiscan устанавливается в аэропортах, вокзалах, госучреждениях, административных зданиях и других местах с повышенными требованиями безопасности. Успейте купить рентгеновскую установку по выгодным условиям.

Авиационный транспорт является наиболее уязвимым видом транспорта. В то же время гражданский самолет может превратиться в мощнейшее оружие в руках террористов. Трагические события 11 сентября 2001 года являются ярчайшим примером необходимости обеспечения безупречной безопасности в аэропортах и, особенно, на борту самолетов. За последние 40 лет было осуществлено около десяти террористических актов с применением самолетов, в результате которых жертвами стали десятки, сотни и даже тысячи мирных людей. Пресечение таких преступлений - важнейший приоритет служб безопасности всего мира.

Выявление попыток осуществления террористических актов невозможно без применения специальной техники. Любой террористический акт сопровождается подготовкой: попыткой проноса на борт самолета оружия, взрывных устройств, взрывчатки в различном виде, деталей оружия для сборки ее на борту. Поэтому каждая, даже очень мелкая деталь, может стать ниточкой клубка очень серьезного преступления. Поэтому ничего нельзя упускать из вида. Именно для такой работы созданы интроскопы ADANI.

Интроскопы ADANI спроектированы и произведены по последнему слову техники с применением уникальных технологий рентгеновского сканирования и цифровой обработки изображения, полученного с детекторов.

В интроскопах ADANI используются высокочувствительные детекторы, расположенные L-образно. Чувствительность детекторов и их расположение наделяют тоннельный интроскоп высоким пространственным разрешением 40AWG (0,08 мм) для самой компактной модели BV5030 и 35AWG (0,15 мм) для самого крупного комплекса BV160180 в линейке техники ADANI. Данные цифры означают, что эталонная натянутая медная проволока данного диаметра оставит на снимке различимую «тень». Т.е. в такой системе может быть обнаружена любая деталь оружия или взрывного устройства: проводок, батарейка, небольшая электронная схема.

Важно не только видеть, что находится в грузе, багаже или в сумке. Важно еще и понять, что это за вещество. Кажущийся безобидным по очертаниям пузырек может содержать жидкое взрывчатое вещество. Сам принцип рентгеноскопии позволяет точно идентифицировать состав веществ. Интроскопы ADANI отличаются такой высокой чувствительностью, что результат сканирования дает возможность анализа состава вещества по уровню поглощенного рентгеновского излучения. Это дает системам ADANI широкие возможности визуализации полученных результатов: окрашивания веществ разной плотности (эффективного атомного веса) в разные цвета, обнаружение веществ с определенным атомным весом (например, кислорода - составного элемента почти любого взрывчатого вещества). Способность дистанционного выявления взрывчатых веществ дает еще одно преимущество системам ADANI - безопасность для сотрудников службы безопасности: взрывчатка может быть обнаружена без риска взрыва и без опасности, которая возникает при личном досмотре багажа или груза.

Когда вы хотите совершить международный рейс, то перед посадкой в самолет вас в обязательном порядке проверяют и досматривают. Проверяют и ваш багаж. В старых аэропортах или в аэропортах с недостаточным финансированием, проверка осуществляется в ручном режиме. Если аэропорт современный, то проверку людей и багажа осуществляют благодаря специальным устройствам, которые работают по принципу рентгеновского излучения.

Вредны ли интраскопы

Багаж проверяют при помощи интроскопов. Ходит мнение, что их работа сильно вредна для здоровья, причем не столько для тех, кого проверяют, а того – кто проверяет. Поэтому некоторые работники досмотра отказываются работать за этим современным устройством, предпочитая досматривать в ручную. Вреда ли работа интроскопа в аэропорту?

Определенно, какое-то влияние данный аппарат оказывает на организм. Ведь интроскопы работают по рентгенотелевизионой технологии, а значит есть рентгеновское излучение. Как правило, излучение до 100кВ считается в рамках нормы, однако есть интроскопы мощнее чем данный параметр, но базовый интроскоп, который используют в аэропортах по всему миру работает с излучением 80-90кВ.

Для работников за интроскопами возникает реальная угроза здоровью, какая именно, наука пока точно не определила. Рентгеновское излучение особенно вредно в больших объемах. Но есть и приятный факт – современные интроскопы позволяют защищать работников, их использующих. Как правило, интроскопы в аэропорту сделаны в виде конвеера, то есть чемодан или ручная кладь самостоятельно проезжают через него. Человек сидит с обратной стороны устройства. Так что проникающий эффект рентгеновского излучения намного меньше 90кВ – такой он внутри, снаружи он, как правило, составляет менее 5кВ.

Но и в таком объеме излучение может влиять на здоровье. От рентгеновского излучения может изменяться зрение, ухудшаться кожный покров, выпадать волосы, кости делаются более ломкими. Для пассажиров такого эффект в большинстве случаев нет – так как они во-первых, не сидят за интроскопом, а проходят всего лишь рядом, а во-вторых туристы, в отличие от работников проводят рядом с интроскопом не каждый рабочий день, а всего 5-20 минут, во время досмотра.

Если вы вообще не хотите сталкиваться с такой техникой, то постарайтесь перемещаться наземным транспортом. Далеко не уедете, но до Анапы добраться сможете. В этом году туда многие едут на

Рентген-телевизионное оборудование было и остается одним из наиболее востребованных технических средств досмотра посылок, ручной клади, багажа, грузов, а также транспортных средств. Рентгеновские установки (или сокращенно РТУ) выполняют задачи по обнаружению оружия, взрывчатки и детонирующих устройств, а также выявлению и предотвращению контрабанды наркотиков и других нелегально провозимых товаров.

Данный тип досмотрового оборудования также называют “интроскопами” (от. латинского intro - “внутри”), что означает визуальное наблюдение непрозрачных тел в непрозрачной среде. Таким образом, происходит поиск аномалий посредством анализа теневого изображения сканируемого объекта, воспроизведенного на экране оператора.

В основе технологии неинтрузивного (бесконтактного) досмотра лежат физические свойства рентгеновских (Х) лучей, позволяющие генерировать изображение сканируемого объекта без его непосредственного вскрытия:

  1. Невидимое для человека Х-излучение способно проникать сквозь непрозрачные предметы и вещества;
  2. Х-излучение поглощается другими веществами, чей атомный номер выше в периодической таблице Менделеева
  3. Х-излучение вызывает свечение некоторых химических веществ и соединений
  4. Х-лучи имеют линейный характер распространения

Разберемся, как это работает!

В этом нам поможет схема строения рентгеновской трубки, той самой, что изобрел немецкий физик В. Рентген, и которая лежит в основе любого современного интроскопа. В 1895 году технология досмотра выглядела так, как представлено на Рис. 1., с тех пор она значительно шагнула вперед, но принцип действия в целом остался прежним.

На Рис.1 . показаны основные составные части рентгеновской трубки: катод, анод, нить накаливания, источник высокого напряжения и, собственно, стеклянная или керамическая колба. Рентгеновские лучи получаются путем целенаправленной бомбардировки анода потоком ускоренных электронов. Ускорение частиц происходит посредством нагрева нити накаливания до 2500⁰С. Поток ускоренных электронов, попадая на металлическую площадку под высоким напряжением (анод), отражаются уже в виде Х-излучения.

Со схемой получения рентгеновского излучения более менее разобрались, но каким образом данная технология позволяет выявлять оружие и наркотики по-прежнему не понятно? Чтобы ответить на этот вопрос, коснемся подробнее внутренних компонентов интроскопа и проследим, как изменилась рентген-телевизионная техника: от первых моделей до современного оборудования.

Первые интроскопы не сильно отличались от флюорографических аппаратов.

Рентгеновские лучи, проходя чер ез объект досмотра, проецировались на флуоресцентный экран (Рис. 2). Оператор в свою очередь получал через защитное стекло “негативное изображение” (световой рельеф) обследуемого объекта. Принцип действия был достаточно прост, но не совсем безопасен.

Интроскопы на основе флюороскопии

Позднее, всё же озаботившись вопросом безопасности использования ис точ ника ионизирующего излучения, систему значительно усовершенствовали с точки зрения защиты оператора досмотра. Появился протот ип современного досмотрового туннеля - освинцованный ящик, а рентгеновские лучи проходили на экран оператора не напрямую, а предварительно преломляясь через несколько зеркал (Рис.3) .

Добившись преломления х-лучей, дальнейшая модернизация рентген-оборудования была направлена на повышение качества изображения посредством фотоэлектронных усилителей (детекторов) и преобразования проекции в телевизионный сигнал, транслирующийся на экране монитора оператора.

Но с наступлением эры информационных технологий, принцип сканирования кардинально изменился.


Современное рентген-телевизионное оборудование стало более безопасным с точки зрения работы с источником ионизирующего излучения , значительно эволюционировало в направлении оптического разрешения и функциональных возможностей.

Сегодня совершенствование технологии рентген-сканирования не останавливается. С момента появления первых моделей РТУ качество изображения шагнуло далеко вперед, в о многом благодаря использованию высокочувствительных детекторов (фотодиодов) и компьютерной обработке данных.

Рентгеновское излучение проходит через сканируемый объект, проецируясь точно на линейку детекторов на противоположной стороне досмотрового туннеля (Рис.4) .

Полученный сигнал обрабатывается аналого-цифровым преобразователем (АЦП) и отправляется на компьютер для дальнейшего преобразования “срезов” объекта в единое изображение. Чуть позже для уменьшения размеров рентген-телевизионного оборудования стали использовать Г-образное расположение детекторов, как показано на Рис. 5,6.

Современные модели интроскопов разде ляют материалы с применением эффекта Комптона , определяя две энергии рентген-лучей - высокую и низкую. Что это означает?

При столкновении кванта Х-излучения энергия передается электрону, которую он сбрасывает в виде свободного фотона, более низкой энергии. Т.е. при рассеянии рентгеновского излучения веществами с меньшим периодическим номером (органическими веществами) почти все Х-лучи имеют смещенную длину волны. Сегодня на рынке рентген-телевизионного оборудование преимущественно представлены именно двухэнергетические аппараты, и техника ADANI не исключение.

Надеемся, нам удалось доступно изложить принцип работы интроскопа. Теперь коснемся подробнее строения стандартных рентгеновских аппаратов, на примере оборудования ADANI BV6045, на Рис 7. представлена схема рас положения основных компонентов РТУ.

Попадая на ленту конвейера, багаж движется в направлении досмотрового тоннеля. Как только он попадает под прицел фотоэлектрического датчика, в блок управления поступает сигнал, и оператор останавливает сумку для детального осмотра, как правило эта процедура занимает несколько секунд. Современные технологии сканирования направлены на повышение скорости и качества построения изображения до возможности проведения досмотра в режиме нон-стоп.

На рисунке отчетливо виден генератор рентгеновского излучения, в технике ADANI используются высококачественные детали американского производстводителя Spellman.


Выходя из коллиматора (рассеивателя) Х-лучи проникают через сканируемый объект и попадают на Г-образную матрицу детекторов. В двухэнергетических аппаратах используется в два раза больше детекторов, соответственно, с восприимчивостью к высокой и низкой энергии рентгеновских лучей. Полученный и обработанный от них сигнал сообщает системе обработки изображения информацию об органических, неорганических материалах и смесях.

При диагональном расположении генератора и Г-образного модуля с фотодиодами рентгеновские лучи проходят сквозь всё сечение тоннеля. Подобная схема сканирования не оставляет “слепых” зон, позволяя обследовать каждый участок багажа.

Детекторы обрабатывают Х-излучения в слабые токовые импульсы, которые усиливаются и преобразуются аналого-цифровым преобразователем в 16-битовые сигналы, которые затем передаются на компьютер.

Компьютер обрабатывает полученную информацию об изображении, предварительно корректируя погрешности. Сигнал каждого рентгенографического среза преобразуется в линию пикселей на экране монитора оператора, а преобразованные импульсы высокой и низкой энергии формируют изображение органических и неорганических предметов, выделяемых, соответственно, сине-зеленой или желто-оранжево-красной цветовой гаммой.

Для повышения эффективности проведения досмотра современное рентген-телевизионное оборудование о бладает рядом аппаратных функций обработки изображения, такими, как выделение контуров подозрительных предметов или областей, цветовое маркирование, масштабирование и т.д. Но, пожалуй, важнейшей из них остается функция автоматического обнаружения угрозы, значительно повышающая скорость досмотра, снижая роль человеческого фактора и число ложных срабатываний. О стандартных и дополнительных аппаратных функциях оборудования ADANI подробнее расскажем в следующей статье.

Стоит понимать, каким бы совершенным ни было техническое решение, задачи обеспечения безопасности невыполнимы без компетентных операторов досмотра, владеющими профессиональными навыками обнаружения и знакомыми со спецификой работы и системой управления оборудования конкретного производителя. Руководствуясь клиентоориентированным подходом, при монтаже и пусконаладке оборудования ADANI инженеры компании “Служба 7” всегда проводят вводный инструктаж для сотрудников заказчика и предоставляют необходимые технические материалы по эксплуатации РТУ.