Что посмотреть во Флоренции? — руководство для туриста. Красота, проверенная временем

Флоренция сначала привлекает своей красотой и уютом, затем проникает глубоко в душу, а потом прилетает в воспоминаниях и снах, волшебным образом, возникая перед глазами. Фасады зданий, запахи и звуки мощёных улиц, доброжелательные лица коренных жителей и удивленно раскрытые глаза туристов, — всё проникает в наше сознание и оставляет «послевкусие». Путешественники и гости Флоренции успевают убедиться в его многокрасочной, насыщенной событиями жизни.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 октября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

Палаццо Веккьо

Правительство флорентийской республики в 1294 году объявило о начале строительства Дворца Синьории, ныне именуемый Палаццо Веккьо, на месте, где в древние времена существовал театр. Главной задачей для возводимой крепости была определена защита резиденции приоров. Впоследствии на протяжении 300 лет в первоначальный проект вносилось множество изменений и дополнений. Сегодня Палаццо Веккьо предстает перед глазами мощным зданием квадратной формы с зубчатыми стенами, 94-метровой башней с часами, возвышающейся над периметром крепости, и известной во всем мире скульптурой Давида Микеланджело (у входа стоит копия статуи).

Побывав внутри самого дворца, в сознании складывается некая завершенная картина: внутренний дворик, зал заседаний и салон пятисот, расписные потолки, мраморные скульптуры и живопись итальянских мастеров. Все время существования дворца это было главное административное здание города. Поэтому помимо туристов, местное население любит бывать здесь и на экскурсиях, и проводить городские мероприятия. Перед посещением Палаццо Веккьо необходимо поинтересоваться, все ли залы открыты для туристов. Бывает так, что некоторые уже арендованы для мероприятий и посетителей туда не пускают.

Галерея Лоджия Ланци

В 100 метрах от Palazzo Vecchio расположились Лоджия Ланци. В галерее, построенной в XIV веке, проводились публичные собрания правительства республики. Сегодня она, прежде всего, привлечёт внимание количеством сидящих на ступеньках молодых художников. Здесь выставлен десяток скульптур, позволяющих молодым дарованиям из разных стран набираться опыта в классическом рисунке. Необычайно красивы все. Но особое внимание привлекают оригинальная скульптура «Персея с головой Медузы» Челлини и копия «Похищения сабинянок» Джамболоньи.

Галерея Уффицы

Здание Галереи Уффици предназначалось для административной и канцелярской работы городской администрации, а итальянцы, всегда славившиеся своей особой любовью к искусству, постепенно наполняли его картинами и скульптурами современных мастеров. Сначала это были подарки из личных коллекций вельмож, затем к ним присоединились меценаты и сами художники. К XVIII веку произведений, украшающих галерею, стало так много, что администрация города приняла решение отдать это здание под публичный городской музей. Сегодня это всемирно известная выставочная площадка, где на 6000 кв. метрах представлены коллекции картин разных школ итальянской живописи, античные скульптуры и собрание уникальной коллекции гобеленов.

Покидая Пьяцца делла Синьория по Via del Proconsolo, пешеходная прогулка будет проходить мимо Дворца Барджелло. Это здание XIII века за своё существование поменяло многих владельцев. Было и казармой, и резиденцией судьи, и даже тюрьмой. Сегодня это Национальный Музей, арт-коллекция скульптур которого по праву считается лучшей в Италии. Галереи и церкви Флоренции буквально переполнены произведениями искусства. История ренессанса оживает и на здешних улицах. Передвигаясь по центру города узкими, темными улочками, словно попадаешь в Средние века.

Улица Via Dante Alighieri

Задержитесь на маленькой улочке Via Dante Alighieri, ведущей к дому Данте. Именно здесь, проходя по плитам мостовой девятилетним мальчиком, Данте встретил восьмилетнюю красавицу Беатриче, тайную любовь всей его жизни и музу поэта. Приближаясь к площади Дуомо, любой путешественник начинает чувствовать некоторый внутренний трепет. Стремление приблизиться к одному из величественных Кафедральных соборов Европы очень велико.

Улица Via del Proconsolo приведет к Cattedrale di Santa Maria del Fiore со стороны алтаря, а чтобы увидеть фасад храма и весь соборный ансамбль, нужно его обойти кругом. Красота, открывающаяся глазу, неописуема. Название собора «говорящее» и в переводе звучит «Мария великолепная в цветах». Облицовка стен из мрамора жемчужно-белого, нежно-розового и матово-зеленого цветов снаружи делает собор похожим на инкрустированную шкатулку, в которой, кажется, должны храниться драгоценности. Но внутренние убранство может отчасти разочаровать своим аскетизмом и простотой.

Масштабы Кафедрального собора грандиозны не только размерами, но и значимостью исторических событий, вершившихся в его стенах. Флорентийские властители принимали здесь законы, свои проповеди читал Савонарола, состоялась казнь Джулиано из рода Медичи, а также обрели покой знаменитый автор купола собора Брунеллески и творец Кампаниллы Джотто. Соборный ансамбль включает также баптистерий Сан-Джованни и Кампанилу Джотто (колокольню). Самую древнюю во Флоренции, восьмигранную по форме, крещальню, в XV веке украсили уникальные ворота работы Гиберти. На десяти золоченых рельефах ворот он изобразил сюжеты Ветхого Завета. После восторженной фразы Микеланджело они стали именоваться «Вратами Рая».

Улица Via dei Calzaiuoli

От Дуомо направиться к центру города можно по главной улице всех времен Via dei Calzaiuoli (улица чулочников и башмачников). По ней через город в Рим направлялись паломники. По всей округе их грабили, а умные флорентийцы решили проблему обогащения иначе. Они стали на этой улице продавать несчастным, сбившим ноги путникам, башмаки и сандалии. Расцвет Флоренции пришелся на XVI век, когда многочисленные фрески на уличных фасадах превратили её в яркий цветок. От этих ярких лепестков сегодня остались лишь пожухлые тени. Но наблюдать их можно и сейчас повсюду, практически на каждом фасаде средневекового дома.

Чтобы попасть к Палаццо Медичи Риккарди, надо пройти от площади Дуомо в противоположном от центра направлении. Резиденция самого знатного итальянского рода — первое светское строение во Флоренции. Но выглядит она довольно аскетично и скромно. В те времена здесь располагались и банковский «офис» Медичи, и подсобные помещения с конюшнями, и апартаменты хозяев. Интересно будет полюбопытствовать и интерьерами Дворца: в некоторые дни открыта для посетителей Капелла волхвов с неповторимыми фресками.

Церковь Сан-Лоренцо

В 200-х метрах от Палаццо Медичи можно полюбоваться церковью Сан-Лоренцо. Находящаяся здесь и увенчанная славой Капелла Медичи была создана Микеланджело в 1520 году и предназначалась для размещения новых захоронений древнего рода. Ризница старой церкви Медичи уже к тому времени не могла вместить новые гробницы.

Санта-Мария-Новелла

Продолжая маршрут по Via del Giglio, через 5 минут уже можно оказаться у следующего архитектурного шедевра Санта-Мария-Новелла (di Santa Maria Novella). Именно эту церковь Джованни Боккаччо выбрал для сюжетных сцен в «Декамероне». Её длительное строительство, начатое в 1246 году монахами-доминиканцами, завершилось только в XIV веке. Здесь можно любоваться не только фасадной частью храма, известной по флорентийским открыткам, но и пройти в монастырский зеленый дворик и Испанскую капеллу.

Теперь, после осмотра достопримечательностей правобережных районов старого города, можно прогуляться по знаменитым флорентийским мостам. Для этого надо спуститься по Via del Sole и Via de Tornabuoni. Кстати, на пересечении этих улиц можно приостановиться и полюбоваться Palazzo Strozzi (Палаццо Строцци). Это дворец еще одной знатной семьи во Флоренции, клана Строцци. По облику здание очень похоже на Палаццо Медичи, и это объяснимо. Ведь Строции всегда соперничал с Медичи. Ощущение, что простой фасад первого этажа, высокие окна второго и роскошный двор внутри палаццо, уже видишь не в первый раз. При наличии времени интересно зайти и во внутренние помещения здания. Антураж средневековья сохранен здесь достоверным той эпохе: кольца, за которые привязывали лошадей, держатели под чадящие факелы и т.д.

Мост Святой Троицы

На левый берег реки можно перейти по знаменитому мосту Святой Троицы. Изящную конструкцию этого моста придумал Бартоломео Амманнати, и построен он был в XVI веке. До сего момента мост терпел множество крушений. Но и при этом строительстве архитектор больше заботился не о практичной надежности, а об эстетической безупречности постройки.

Капелла Бранкаччи и другие интересные места

В городских кварталах левого берега реки туристы с охотой посещают Капеллу Бранкаччи с её знаменитыми фресками, Базилику Святого Духа с церковной трапезной, хранящей «Тайную вечерю» Гирландайо и комплекс музеев Палаццо Питти.

Мост Понте Веккьо

Завершая пешеходную экскурсию по Флоренции и возвращаясь к административному центру, нужно из района Отрарно, знаменитого маленькими мастерскими, торгующими своими изделиями, перейти на правый берег. В этот раз переходить будем по Понте Веккьо – мосту, ставшим популярным для фотографий туристических буклетов. Этот мост всегда был социально значимым для флорентийцев. Его регулярно смывало наводнениями, и он регулярно восстанавливался. В XV веке сюда были перенесены мясные и рыбные лавки, и торговать разрешалось только на старом мосту. Отходы же, которые сбрасывались прямо в реку, разносили зловоние на несколько кварталов. Со временем торговцев становилось больше, и мост разрастался вширь. До сих пор на нём сохранились пристройки, в которых жили лавочники.

Вельможи из рода Медичи, в то время жившие во дворце Питти на левом берегу, не могли ходить в Синьории через такой «свинарник». И потому над мостом для них был построен крытый коридор (галерея Вазари). Торгашей со зловонным товаром прогнали, и заменили на ювелиров. Множество лавочек на мосту торгуют роскошными украшениями и безделушками, а к вечеру, по окончании торговли, закрываются, походя на захлопывающиеся драгоценные шкатулки. Роскошь изысканных украшений с этого момента оказывается укрытой за старинными деревянными створами.

Если у вас есть 3 дня во Флоренции , то можно довольно внимательно посмотреть не только архитектурные красоты города и самые известные художественные произведения флорентийских авторов, но и более внимательно познакомиться с итальянским Ренессансом, родиной которого стала Флоренция. В многочисленных музея города собрано огромное количество работ самых известных итальянских мастеров, так что поездка будет насыщенна и познавательна.

Первый день во Флоренции можно посвятить самым известным , типа и моста Понте Веккьо, второй день использовать для осмотра церковных шедевров и произведений икусств в Палаццо Питти, а на третий день отправиться по чуть менее известным (но не менее интересным) музеям.

Если музейные залы Вас не очень привлекают, то третий день можно посвятить поездкам по окрестным городкам , посетив и / или .

Программа осмотра Флоренции на 3 день:

Достопримечательности Флоренции по маршруту:

1. Museo Nazionale del Bargello - Национальный Музей Баргелло

2. Museo di San Marco, - Козимо Медичи часто уединялся в кельях Сан-Марко, чтoбы поразмыслить в окpyжении ангелов и святых, написанных Фра Анжелико. Для монахов он создал знaмeнитую библиотеку и осыпал их дpyгими благодеяниями. Пo словам тoго жe Вазари, при Лоренцо Великолепном в саду обители действовала знaмeнитая художественная школа, питомник юных талантов, oткyдa вышел Микеланджело. Со вpeменем Сан-Марко стaл всe больше напоминать «придворный монастырь», oднако именно в нем налились силой зерна кризиса, пoлoжившего предел всевластию Медичи и вечному празднику Возрождения.

Если у вас не слишком много времени на знакомство с городом, посвятите Флоренции хотя бы день. Не ходите по музеям, просто погуляйте по улицам — вы найдёте здесь немало подлинных шедевров. Я предлагаю вам прогулочный маршрут по самым ярким и интересным местам.

Почему-то Флоренцию часто рассматривают как второстепенный город, недостойный пристального внимания. Многие считают её промежуточным пунктом путешествия, который можно посетить «проездом». А ведь это великий город – сокровищница архитектуры, колыбель Ренессанса.

Если у вас не слишком много времени на знакомство с городом, посвятите Флоренции хотя бы день. Не ходите по музеям, просто погуляйте по улицам — вы найдёте здесь немало подлинных шедевров.

Я предлагаю вам прогулочный маршрут по самым ярким и интересным местам старинного тосканского «города-цветка».

Площадь Синьории

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Баптистерий Святого Иоанна Крестителя

Приют Невинных

Сан-Марко. Площадь и монастырь

Базилика Сан-Лоренцо

Базилика Санта-Мария-Новелла

Дворец Строцци

Церковь Санто-Спирито

Палаццо Питти

Мост Понте Веккьо

1. Пьяцца Синьория (Piazza della Signoria)

Площадь Синьории (фото: Been Around)

К великолепной Пьяцца Синьория стремятся все туристы. Это знаковое место для Флоренции – площадь с богатой историей. Ещё в древнеримские времена здесь был театр, на его руинах гибеллины Уберти строили свои жилые дома-башни. Миновали годы, все башни были разрушены, а на площади возвели величественный Палаццо Веккьо.

Адрес: Piazza della Signoria.

2. Дворец Веккьо (Palazzo Vecchio)

Архитектура этого дворца выделяет его среди окружающих зданий. Палаццо Веккьо больше походит на крепость, чем на правительственный дворец. В 1299 году его возвели для приоров Флоренции, да и сегодня в нём помещается ратуша. Кроме административной роли, здание выполняет и туристическую функцию – работает, как музей искусств.

Адрес: Piazza della Signoria

3. Павильон Лоджия Ланци (Loggia dei Lanzi)

Павильон Лоджия Ланци, фото Urim Gacaferi

Открытый зал-галерея с колоннадой, под названием Лоджия Ланци (изначально – Лоджия деи Приори), построили в XIV в. для флорентийских властей. Правительство устраивало в Лоджии официальные мероприятия и церемонии. Здесь в своё время размещались гвардейцы герцога Козимо I Медичи, а позднее павильон был превращён в скульптурный музей. В этом качестве он сейчас и используется.

Адрес: Piazza della Signoria

От Площади Синьории идите по Виа де Гонди (Gondi ). Сверните налево на первом перекрёстке, и через квартал вы увидите старейшее светское здание города — Палаццо Барджелло.

4. Дворец Барджелло (Bargello)

Барджелло, фото HEN-Magonza

В этом палаццо, существующем с 1255 года, сегодня открыт музей. Здесь собраны статуи эпохи Ренессанса – работы великого Микеланджело, Джамболоньи и Амманати, гениальных Челлини и Донателло. В стенах музея Nazionale del Bargello можно увидеть коллекции предметов ювелирного искусства, майолики, гобеленов.

Адрес: Via del Proconsolo, 4.
Часы работы и цены на входные билеты смотрите .

Мимо Палаццо Барджелло пройдите по Виа дел Проконсоло. Вскоре вы приблизитесь к алтарной части собора Санта-Мария-дель-Фьоре, что в переводе «цветок святой Марии» .

5. Дуомо Флоренции (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore)

Огромный собор возводили в течение шести столетий. Шесть архитекторов разных времён внесли свой вклад в строительство . Здание выстроили вместительным – в него могло войти разом всё население Флоренции XIII в. Купол храма (ныне купол Брунеллески) был выдающимся инженерным достижением своего времени. Архитектор Брунеллески сумел установить его без лесов. Он применил для монтажа купола беспрецедентные технологии, использовал технические устройства собственного изобретения. Сегодня купол собора, его кружевной фасад и изящная кампанила поражают наблюдателей своим величием, восхищают своей красотой.

6. Колокольня Джотто (Campanile di Giotto)

Кампанилу флорентийского Дуомо строил великий Джотто. Колокольня является частью Кафедрального собора, но стоит она отдельно, справа от него, на площади. Для облицовки фасада башни привозили мрамор из трёх областей – здание получилось нарядным, трёхцветным. По первоначальному плану Камбио, колокольню предполагалось строить готической – вытянутой, островерхой. Джотто пересмотрел проект своего предшественника. Эффект стремления башни к небу по плану Джотто достигается за счёт гармоничных пропорций и разной высоты окон, увеличивающейся от этажа к этажу.

7. Баптистерий Иоанна Крестителя (Battistero di San Giovanni)

Приземистое восьмигранное здание баптистерия Сан-Джованни считается старейшим в комплексе Дуомо. Оно стояло на площади задолго до строительства собора. Уже в V столетии здесь была первая крестильная. Современный вариант баптистерия существует с X века.

Главным украшением здания считаются его врата, декорированные сюжетными барельефами на библейские темы. Скульптор Лоренцо Гиберти посвятил изготовлению восточных и северных дверей баптистерия Сан-Джованни более полувека.

От Дуомо идите по узкой улице Виа-деи-Серви ( Servi ). Вы попадёте на Пьяцца Сантиссима Аннунциата (Piazza Santissima Annunziata). Там находится Воспитательный дом.

8. Приют Невинных (Ospedale degli Innocenti)

Ренессансное здание Воспитательного дома с уникальным фасадом стоит на площади Святейшего Благовещения. Комплекс Оспедале дельи Инноченти построили в XV в. Это ещё одно творение знаменитого Брунеллески – первый архитектурный образец Возрождения во Флоренции. Здесь содержались дети-сироты, беспризорники. На территории Воспитательного дома работали мастерские, ясли для малышей и школа. Это был первый в Европе комплексный сиротский приют.

Адрес: Piazza della Santissima Annunziata, 12.
Официальный сайт: istitutodeglinnocenti.it .

От площади Сантиссима Аннунциата можно пройти по Виа Цезаре Баттисти (Cesare Battisti) до Пьяцца Сан-Марко.

9. Сан-Марко. Площадь и монастырь (Сonvento di San Marco)

Комплекс Сан Марко, фото Julien

Обитель Святого Марко была основана в XIII веке монахами-сильвестринцами. В XV веке монастырский комплекс передали доминиканцам, вслед за этим началась его ренессансная реконструкция. Меценатом работ выступил старший Козимо Медичи; исполнителем стал Микелоццо ди Бартоломео. За период 1437–42 гг. были перепланированы трапезная и Зал Капитула, обустроены новые кельи, создана библиотека, разбит прекрасный сад.

Адрес: Piazza di San Marco
Часы работы и цены на входные билеты в Музей Сан Марко (Museo di San Marco) смотрите .

От Пьяцца Сан-Марко ведёт Виа Камилло Кавур (Camillo Cavour). На пересечении этой улицы с Виа де Гори (Gori) стоит Палаццо Медичи-Риккарди

10. Дворец Медичи-Риккарди (Palazzo Medici Riccardi)

Элегантный палаццо находится в сотне метров от Дуомо. Фасад дворца облицован рустовой кладкой из нешлифованного грубого камня, поэтому здание напоминает крепость. При Медичи первый этаж был занят прислугой, на втором жили господа. В фамильном дворце находился и банк, принадлежавший Козимо-старшему.

Адрес: Via Camillo Cavour, 3
Часы работы и цены на входные билеты смотрите .

Если пройти вперёд по Виа де Гори и затем, на втором перекрестке, свернуть направо, вы увидите один из старейших христианских храмов Италии – Сан-Лоренцо.

11. Базилика Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo)

В этом храме собрано немало произведений искусства, но большинство туристов посещают базилику Сан-Лоренцо, чтобы посмотреть на фамильную капеллу Медичи. Сакристию для знатного рода выстроил и оформил Микеланджело Буонаротти в 1520–34 гг. В капелле можно увидеть аллегорическую скульптурную группу, созданную величайшим гением Возрождения. Композиции «День», «Ночь», «Вечер» и «Утро» впечатляют своим элегическим настроением и удивительной гармонией.

Адрес: Piazza di San Lorenzo, 9
Официальный сайт: operamedicealaurenziana.org
Часы работы и цены на входные билеты смотрите .

От базилики пройдите по Виа дель Джильо (Giglio). На перекрёстке с Виа дей Банки (Banchi) есть переход, перейдите площадь. С левой стороны находится прекрасный храм, фасад которого украшен мраморным орнаментом. Это Санта-Мария Новелла.

12. Базилика Санта-Мария-Новелла (Santa Maria Novella)

Красавица-базилика привлекает туристов не только ярким раннеренессансным фасадом, но и замечательными византийскими фресками, сохранившимися в интерьере. В этой церкви развивались события «Декамерона» Боккаччо.

Осмотрев храм, прилегающий к нему красивый дворик и Испанскую капеллу XIV века, повернитесь спиной к Пьяцца Санта-Мария-Новелла. Идите вперёд по Виа дель Соль (del Sole) до перекрестка с Виа Торнабуони (Tornabuoni). Вы увидите один из лучших образцов ренессансной архитектуры Флоренции – Палаццо Строцци.

13. Дворец Строцци (Palazzo Strozzi)

Трёхэтажный дворец строили для знатного рода Строцци, однако работы завершились только в 1507 году, после смерти заказчика. Главным архитектором проекта был Бенедетто да Майано. У здания плоский фасад, он облицован блоками из рустового камня и выглядит очень гармонично. Сейчас Палаццо Строцци используется для выставок и светских культурных мероприятий.

Адрес: Piazza degli Strozzi.
Часы работы смотрите .
Цены на входные билеты смотрите .

Пройдите дальше по Виа Торнабуони. На небольшой площади Санта-Тринита вы увидите высокий монумент – столп «Колонна Правосудия» . Эта колонна – подарок папы Пия IV герцогу Козимо I. До установки на площади колосс находился в термах Каракаллы.

На Пьяцца Санта Тринита стоит готический храм – одноимённая средневековая церковь Санта-Тринита . Облик фасада здания относится к XVI столетию – тогда проходила последняя реконструкция. Церковь знаменита капеллой Сассети, расписанной самим Доменико Гирландайо. Покинув площадь, вы выйдете к мосту Святой Троицы.

14. Понте Санта-Тринита (Ponte Santa Trinità)

Флорентийский мост Святой Троицы, соединяющий берега Арно, выглядит воздушным и невесомым. Бартоломео Амманати, осуществивший этот проект, стремился создать и надёжное, и красивое сооружение.

По мосту Санта-Тринита перейдите на противоположный берег, а дальше двигайтесь направо – по Виа Санто Спирито (Santo Spirito) до площади Кармине (Piazza del Carmine). Там вы увидите храм Santa Maria del Carmine. В базилике Санта-Мария-Дель-Кармине скрыта истинная жемчужина – капелла Бранкаччи.

15. Часовня Бранкаччи (Cappella Brancacci)

Часовня Бранкаччи, фото Luke Canvin

Капелла была построена по заказу рода Бранкаччи в XIV в. Она стала ярчайшим памятником раннеренессансного периода. Фрески, украшающие стены, люнеты и своды, были выполнены художниками Мазаччо и Мазолино в XV веке. Основными мотивами фресок стали сцены жития св. Петра и тема первородного греха. Этот живописный цикл считается самым значительным произведением Мазаччо – на момент работы в капелле художнику было немногим более двадцати лет. Капелла пережила две капитальные реставрации: в XVIII и XX вв. С 1990 года её открыли широкой публике.

Адрес: Piazza del Carmine.
Официальный сайт: museicivicifiorentini.comune.fi.it

Выйдя из базилики, пройдите направо. Если двигаться по Виа Санта-Монака (Santa Monaca), которая переходит в Виа Сант-Агостино (Sant Agostino), вы попадёте на Пьяцца ди Санто-Спирито (Piazza di Santo Spirito), где стоит элегантная базилика.

16. Церковь Санто-Спирито (Basilica di Santo Spirito)

Базилика Санто-Спирито, фото Scott MacLeod Liddle

Архитектор Брунеллески хотел возвести базилику Святого Духа так, чтобы её главный фасад был обращён к берегу Арно. Для такого строительства нужно было снести несколько городских зданий, поэтому воплотить первоначальный проект полностью не удалось. Здание храма получилось строгим, изящным в своей простоте.

Дворец Питти

Трёхэтажный ренессансный Палаццо Питти в районе Ольтрарно строили для семьи флорентийского аристократа Луки Питти. В середине XVI столетия незаконченное здание перешло во владение Медичи, было реконструировано и расширено по вкусу новых хозяев. Полностью строительство дворца Питти завершилось в 1560 году.

Сейчас во дворце помещается один из крупнейших музейных комплексов. Здесь открыто несколько разноплановых музеев искусств и истории.

Адрес: Piazza de Pitti, 1.
Часы работы и цены на входные билеты смотрите .

Неподалёку от Палаццо Питти находится берег Арно и знаменитый Понте Веккьо — Старый мост Флоренции.

18. Старый мост (Ponte Vecchio)

Этот мост существовал со времён древних римлян. Он пережил разные события в жизни города и единственный уцелел в годы Второй Мировой.

Его сегодняшний облик относится к XIV столетию. В 1333 году Старый мост был смыт наводнением. Восстанавливал его Таддео Гадди. С 1442 года Понте Веккьо стал торговым мостом, этот статус он сохраняет и сегодня. В дневное время здесь сложно пройти – мост осаждают туристы. Однако вы можете оценить уникальную архитектуру Понте Веккьо.

Перейдите мост, сверните направо. Набережная Арно приведёт к галерее Уфицци.

19. Галерея Уффици (Galleria degli Uffizi)

Дворец Уффици изначально предназначался для государственных магистратов. Строительство инициировал Козимо I Медичи. Здание построили к 1581 году, однако в XVII веке ещё продолжалось оформление его интерьеров.

Несколько поколений Медичи собирали произведения искусства, и дворец со временем был превращён в музей. Первых посетителей он принял ещё в XVI веке, а общественной галереей окончательно стал с 1765 года. Сейчас в галерее Уффици хранится крупнейшая коллекция предметов искусства эпохи Возрождения. Билеты в этот музей бронируют заблаговременно.

Адрес: Piazzale degli Uffizi, 6.
Официальный сайт: uffizi.firenze.it
Часы работы и цены на входные билеты смотрите .

У дворца Уффици и завершится круговой маршрут прогулки по прекрасной Флоренции.

В статье использованы материалы сайта: redigo.ru

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Если вы собрались во Флоренцию в первый раз, то настоятельно рекомендуем вам провести здесь минимум три дня. За это время вы сможете не только осмотреть главные достопримечательности, но, что немаловажно, начать чувствовать биение пульса этого города, а, возможно, и влюбиться в родину Данте, ведь своей родиной итальянский поэт считал не Италию, а именно прекрасную Флоренцию.

Наш план посещения Флоренции продуман таким образом, чтобы вы, с одной стороны, не упустили ничего важного, но, вместе с тем, сумели проникнуться уникальной атмосферой города, где творили Донателло, Микеланджело и, конечно, великий Леонардо. А исторические вставки в текст позволят вам заодно узнать немного больше о нравах и обычаях, которые царили во Флоренции в период ее расцвета.

Каждый значительный город Италии награжден устойчивым эпитетом — определением. Например, если Рим — то Вечный город, если Венеция — то Светлейшая Республика, если Флоренция — то Колыбель Итальянского Ренессанса. Удивительно, но факт, многие гости Флоренции, прибывшие сюда впервые, к примеру, из Рима, испытывают легкое разочарование. На поверку город оказывается небольшим, хотя по итальянским меркам это не так, улочки запружены толпами туристов, да и вообще размах с Римом или Венецией не сопоставим.

Дабы избежать подобного восприятия, советую всем перед первой поездкой во Флоренцию посмотреть многосерийный документальный фильм BBC «Медичи — крестные отцы Ренессанса» (он выложен в открытом доступе в интернете), а также перечитать роман Дэна Брауна «Инферно» — при всех спорах, касающихся художественных достоинств книги, Флоренция там описана очень живо, что настраивает на правильный лад.

Если же говорить о том, где поселиться во Флоренции, то рекомендую район Санта-Мария-Новелла, что близ вокзала. Удивительно, но факт, во Флоренции привокзальный район очень чистый и безопасный, плюс тут же расположены очаровательные ресторанчики, куда ходят ужинать местные жители.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: ИЗУЧАЕМ СТАРЫЙ ГОРОД

Утро первого дня во Флоренции непременно нужно начинать с кофе и кантуччи (cantucci) — флорентийских бисквитов с миндалем или же с шоколадом. Даже если в вашем отеле есть завтрак, все равно не откажите с себе в удовольствии начать знакомство с городом с дегустации местной выпечки. Если вы остановились в районе Санта-Мария-Новелла, советую заглянуть в пастичерию Il Cantuccio di San Lorenzo (адрес: Via Sant’Antonio 23/r, сайт: ), где выпекают исключительно вкусные кантуччи.

На фото: кофе с кантуччи — популярный флорентийский завтрак

Можете подкрепиться ими в самой пастичерии или же взять бисквиты на вынос и, бодро перекусывая ими на ходу, отправиться по улочкам в Старый город, на Piazza del Duomo , откуда мы и начнем знакомство с Флоренцией.

УТРО — PIAZZA DEL DUOMO

Чаще всего гости Флоренции, впервые оказавшись на Piazza del Duomo, вначале застывают с самопроизвольно расширившимися от восторга глазами (а иногда и открытым ртом), а потом, не обращая внимания ни на что другое, бросаются со всех ног фотографировать собор Санта-Мария-Дель-Фиори, пытаясь извратиться таким образом, чтобы пятый по величине собор в мире максимально уместился в кадр.

Понять восторги туристов несложно, облицованная белым, зеленым и розовым мрамором Санта-Мария-Дель-Фиори с ее знаменитым кирпичным куполом, возведенным Филиппо Брунеллески, — не просто так стала символом и живой демонстрацией могущества Флоренции. Но не спешим рваться к подножию одного из самых знаменитых соборов Италии, а вначале обратим внимание на выглядящий весьма скромно на фоне красавицы Санта-Мария-Дель-Фиори флорентийский баптистерий.

ФЛОРЕНТИЙСКИЙ БАПТИСТЕРИЙ

Флорентийский баптистерий или Баптистерий Сан-Джованни (Сан-Джованни — Иоанн Креститель на итал. ) — одно из самый древних и мистических сооружений Флоренции, а многие искусствоведы не без основания причисляют его к самым таинственным памятникам мирового искусства. Дело в том, что нынешнее здание баптистерия было возведено в период с 1059 по 1129 год, однако до этого здесь же действовал баптистерий, построенный еще в пятом веке нашей эры.

Баптистерий — место, где принимают крещение, и именно в баптистерии Сан-Джованни были крещены все знаменитые жители Флоренции: от Данте, которому после изгнания было выдвинуто условие, что для возвращения в родной город он должен прилюдно покаяться там же, где принимал крещение, до всех без исключения представителей династии Медичи. Как и многие христианские святилища, баптистерий Сан-Джованни был возведен на месте языческого храма, историки предполагают, что в данном случае это был храм бога войны Марса, однако во время первых раскопок, проведенных близ баптистерия еще в двенадцатом веке, рабочими были обнаружены мозаичные полы, которые часто можно увидеть на руинах вилл и частных домов богатых римлян.

Современное знание баптистерия представляет собой правильный восьмиугольник, облицованный белым и зеленым камнем и украшенный полосатыми пилястрами, такими же, какие можно увидеть на фасаде собора Санта-Мария-Дель-Фиори. При этом здание разделено на три яруса, а венчает его пологая светлая крыша. Кстати, форма восьмигранника в данном случае — иллюстрация символизма в христианском искусстве, ибо она символизирует шесть дней сотворения мира, седьмой — день отдыха Бога и восьмой день — перерождение, которое происходит во время таинства крещения. К сожалению, в 2015 году баптистерий начали реставрировать, так что на момент написания этой статьи, здание закрыто строительными лесами, зато все желающие могут пожертвовать деньги на восстановление старейшей достопримечательности Флоренции, обещают, что тогда ваше имя будет нанесено с внутренней стороны на камни, которыми облицуют здание.

Другая достопримечательность флорентийского баптистерия — пятиметровые «Врата рая» — восточные ворота из позолоченной бронзы, созданные Лоренцо Гиберти и украшенные барельефами на библейские сюжеты. Гиберти трудился над ними более 20 лет, в результате, его работа была удостоена похвалы со стороны самого Микеланджело, сказавшего, что бронзовые ворота столь прекрасны, что могли бы служить вратами в Рай.

На фото: «Врата рая» Лоренцо Гиберти

Высказывание Буанарроти ушло в народ, и с тех пор восточные ворота баптистерия называют не иначе как «Вратами рая». К сожалению, оригинальные ворота Гиберти сегодня находятся в музее Дуомо, а то, что видим мы — просто хорошая копия оригинала. Южные ворота баптистерия работы Андреа Пизано смотрятся не столь эффектно, зато они более древние, а на их барельефах изображены сцены из жизни Иоанна Крестителя и основные христианские Добродетели.

Когда оказываешься в баптистерии Сан-Джованни, невозможно не поднять глаза к куполу, украшенному мозаичным панно с изображением библейских сцен, эффект от сияния мозаики из смальты усиливается еще и тем, что в центре купола, располагается окно, через которое проникает дневной свет. Кстати, пугающие сцены Ада, которые можно наблюдать в баптистерии Флоренции, очень близки к описанию Ада в «Божественной комедии» Данте, что же, все мы — родом из детства.

На фото: мозаика на куполе баптистерия во Флоренции

Между тем, баптистерий Сан-Джованни — место захоронения одного крайне одиозного, но очень важного для понимания истории Флоренции персонажа — анти-папы Иоанна XXIII . Дело в том, что в 1378 году после смерти Папы Римского Григория XI в католической церкви произошел великий раскол, длившийся до 1417 года. В этот период на право зваться главой католической церкви претендовали сначала два Папы (один заседал в Риме, а второй — в Авиньоне), а с 1409 года — еще один, третий Папа Римский стал избираться коллегией кардиналов в Пизе. Анти-папа Иоанн XXIII (приставка «анти» появилась после того, как современная церковь решила, что лишь римские понтифики имеют права носить звание Папы Римского) был избран тем самым третьим Папой из Пизы. Произошло в 1410 году, после смерти первого Папы из Пизы Александра V.

На фото: гробница анти-папы Иоанна XXIII в баптистерии Флоренции

Биография анти-папы Иоанна XXIII полна «прекрасных подробностей», правда, разобраться, где тут правда, а где — наветы недругов, сейчас уже практически не представляется возможным. Анти-папу обвиняли и в отравлении своего предшественника Александра V, и в изнасилованиях монахинь, и в пытках невинных жителей Рима и Болоньи, и, само собой, в торговле епископскими кафедрами. Даже удивительно, как у человека на все эти злодеяния время находилось! Так или иначе, но когда Констанцский вселенский собор решил восстановить единство католической церкви и потребовал от всех многочисленных Пап добровольного отречения, Иоанн XXIII вначале сбежал из Италии во Фрайбург, а потом потребовал себе в обмен на отречение от сана пенсию в тридцать тысяч золотых флоринов, передачу ему в пользование Авиньона и Болоньи, а также сохранение за ним титула постоянного легата в Италии.

Столь наглое поведение понтифика становится понятным, если знать его биографию — Иоанн XXIII в миру носил имя Бальтазара Косса и до начала религиозной карьеры был весьма успешным пиратом. Кончилась эта история предсказуемо: анти-папа Иоанн XXIII был арестован во Фрайбурге, после чего отрекся от сана, а, освободившись, явился с повинной к новому Папе Мартину V, и тот назначил бывшего пирата епископом Тускуланским. Скончался Бальтазара Косса 22 декабря 1419 года. Возникает вопрос: почему же столь одиозную личность похоронили в самом святом месте Флоренции, а над его гробницей, украшенной статуями трех христианских добродетелей Веры, Надежды и Любви, трудились Донателло и Микелоццо?

На фото: статуи Веры, Надежды и Любви на могиле анти-папы Иоанны XXII

Все довольно просто. Дело в том, что карьеру Бальтазара Косса в Ватикане спонсировал не кто-нибудь, а Джованни Медичи — основатель знаменитой флорентийской династии. Тут совпало два фактора: Джованни Медичи был первым представителем семьи, сумевшим, благодаря умению хорошо вести торговлю и осторожности в денежных вопросах, накопить внушительный капитал, однако для входа в число могущественных семейств Флорентийской республики семье Медичи не хватало серьезного покровителя. Джованни рассчитал все точно, он знал, что папский престол сотрясают смуты, а, значит, при должной финансовой поддержке шанс на успех есть даже у бывшего пирата. Медичи не только выдали Бальтазару Косса крупную сумму денег на начальном этапе карьеры, но и финансово поддерживали своего протеже на протяжении всего пути: от священника до кардинала. Когда же в 1410 году Бальтазар Косса был избран в Пизе третьим Папой Римским, он передал ведение всех папских счетов семейству Медичи, таким образом, Медичи начали контролировать счета римской католической церкви и уже ни что не могло помешать им войти в число избранных семейств Флоренции.

КОЛОКОЛЬНЯ ДЖОТТО (КАМПАНИЛА ДЖОТТО)

Выходим из баптистерия и любуемся соборным комплексом, ведь стометровая, облицованная белым и цветным мрамором колокольня Джотто (или кампанила Джотто ) кажется еще одной составляющей Санта-Мария-Дель-Фиоре, хоть и возведена она отдельно от собора. По задумке Джотто, колокольня должна была казаться прохожим нарисованной на фоне неба, и иллюзия легкости конструкции, действительно, возникает, даже удивляешься, как он простояла здесь с четырнадцатого века, пережив многочисленные землетрясения.

Сегодня кампанилу Джотто часто называют одним из самых ярких архитектурных образцов «треченто» — переходного направления в итальянском искусстве от готики и Ренессансу. Строили колокольню с 1298-го по 1359 год, фундамент был заложен под патронажем архитектора Арнольфо ди Камбио, Джотто создал проект колокольни, но при жизни Джотто ди Бондоне был возведен лишь нижний ярус кампанилы. Достраивали же колокольню Андреа Пизано и Франческо Таленти, последний, кстати, и облицовал ее тремя типами мрамора: белого — из Каррары, красного - из Монсуммано-Терме и Сиены и зеленого - из Прато.

На фото: колокольня (кампанила) Джотто

Так же как и в случае с баптистерием, во внешнем облике кампанилы заключен христианский символизм — барельефы работы Джотто, украшающие нижний уровень колокольни по семь штук с каждой стороны, символизируют человеческую способность к самосовершенствованию. Многие статуи, украшавшие кампанилу, были выполнены самим Донателло, к сожалению, сейчас оригиналы хранятся в музее Duomo, а на публику выставлены лишь копии.

СОБОР САНТА-МАРИЯ-ДЕЛЬ-ФИОРЕ

А вот на фасаде Санта-Мария-Дель-Фиоре до сих пор еще не все оригинальные статуи заменены на копии. К примеру, если вы внимательно посмотрите на фигуры Адамы и Евы, расположенные на фасаде у ворот храма, то можете заметить что фигура Адама — более светлая, а вот Ева — немного потемнела от времени. Связано это с тем, что скульптура Адама — копия, а вот над копией Евы все еще трудятся скульпторы мастерской собора.

На фото: фасад Санта-Мария-Дель-Фиоре

Кстати, понаблюдать за работой приемников Донателло и Микеланджело можно в режиме «живого времени», мастерская, где изготавливаются копии статуй, расположена в переулке налево от собора (если стоять к нему спиной). Смотреть за работой скульптора Джузеппе — очень занимательно, ведь он изготавливает копии по тем же технологиям, какими пользовались в пятнадцатом веке. Вообще, если баптистерий Флоренции всегда был главным священным местом города, то Санта-Мария-Дель-Фиори — не только собором, но и местом действия политических интриг Флорентийской республики. И тут нам снова приходится вернуться к Джованни Медичи, который столь удачно ссудил деньги Бальтазару Косса. Дело в том, что сегодняшняя гордость Флоренции, прекрасная Санта-Мария-дель-Фиори более века была позором города. Первоначальный проект собора оказался слишком смелым, в результате, храм возвели, но вот увенчать его куполом оказалось технически невозможным, и дуомо стояло без крыши.

На фото: купол Санта-Мария-Дель-Фиоре — символ Флоренции

Тогда Козимо Медичи, сын Джованни Медичи, вместе с отцом ради будущей славы семейства решился на невиданное: он поручил возведение купола Филиппо Брунеллески — архитектору и инженеру новой формации, которого за буйный характер и неожиданные идеи многие считали чуть ли не городским сумасшедшим. Медичи проспонсировали поездку Брунеллески в Рим, где тот изучал строение купола Пантеона. Именно изучение строения купола римского Храма всех богов подсказало Брунеллески идею двойного каркаса, то есть, что купол собора должен быть возведен внутри восьмиугольного барабана. Также с помощью математических расчетов архитектор вывел, какую степень наклона должны иметь стенки купола, чтобы не произошло обрушение, и высчитал, что кирпичная кладка купола должна быть выполнена с наклоном внутрь.

Возведение купола завершилось лишь в 1436 году, когда Джованни Медичи уже не было в живых. Зато его сын Козимо одержал полную политическую победу над своими оппонентами, и теперь семейство Медичи могло стяжать славу самой могущественной династии Флоренции. Кстати, путь Козимо на вершину флорентийского политического Олимпа был совсем не прост и отнюдь не безопасен. Так, в 1433 году из-за интриг влиятельного семейства Альбицци Козимо вначале был заключен в тюрьму, а потом изгнан из Флоренции. Правда, уже в 1434 году партия Альбицци была отдана под суд, а Козимо вернулся в город, где его встречали, как отца отечества. На освещение же собора Санта-Мария-Дель-Фиори Козимо Медичи пригласил самого Папу Евгения IV, и, хотя окончательное строительство собора было завершено лишь в 1887 году, гигантский купол Брунеллески с пятнадцатого века и по сей день остается главным символом Флоренции.

Сразу же после возведения купола Санта-Мария-Дель-Фиоре, Козимо Медичи реализовал еще один амбициозный проект: он решился предложить перенести вселенский собор католической церкви — главное собрание священнослужителей — из Феррары во Флоренцию. Специально по этому случаю во Флоренцию прибыли мыслители и представители церкви не только со всей просвещенной Европы, но даже из Индии и из Эфиопии (дорогу иностранцам Козимо, кстати, полностью оплатил из собственного кармана). Под сенью Санта-Мария-Дель-Фиоре были устроены платоновские чтения, улицы города наполнились иностранцами, а современники Козимо стали называть Флоренцию — новым Римом на берегах реки Арно.

Впрочем, собор Санта-Мария-Дель-Фиоре стал не только символом триумфа Медичи, но и местом, где произошли трагические события: 26 апреля 1478 года во время мессы в соборе флорентийские патриции попытались заколоть кинжалами представителей династии Медичи. Лоренцо Медичи успел скрыться за тяжелыми дверьми ризницы, а вот его младший брат Джулиано Медичи погиб.

На фото: внутри Санта-Мария-Дель-Фиоре выглядит достаточно скромно

Вход в собор — платный, стоит сразу предупредить, внутри Санта-Мария-Дель-Фиоре совсем не так роскошна, как снаружи. Впрочем, зайти внутрь все равно стоит хотя бы для того, чтобы почувствовать странную атмосферу этого места, ведь именно здесь, к примеру, проповедовал Джироламо Сованарола, призывающий всех спешно каяться и отказаться от радостей земных, а кроме того в соборе похоронен Джотто ди Бондоне — архитектор колокольни Джотто. Те, кто физически силен, могут подняться к куполу собора или же на вершину кампанилы Джотто, дабы полюбоваться видом Флоренции с высоты птичьего полета, прочим же предлагаем отправиться в самое сердце города — на Площадь Синьории.

ПЛОЩАДЬ СИНЬОРИИ

Площадь Синьории со знаменитым палаццо Веккьо — место, где билось сердце Флоренции пятнадцатого-шестнадцатого веков. Нужно сказать, что в то время этот итальянский город, точнее республика, был без преувеличения — центром европейской жизни. Сюда стремились все амбициозные и наделенные самыми разнообразными талантами люди, не только художники и поэты, но и политические деятели, коммерсанты и священнослужители.

Вообще, Флоренцию пятнадцатого века можно сравнить с Нью-Йорком в двадцатом веке, тот же ритм жизни, та же страсть открывать новое. Палаццо Веккьо — главное правительственное здание Флорентийской республики — приняло сравнивать с шахматной фигурой ладья, что недалеко от истины. Кстати, точная копия палаццо возведена в городке Монтепульчано, там, где снималась вторая часть «Сумерек», так что стилем флорентийской архитектуры не только восхищались, его копировали.

На входе красуется копия «Давида» Микеланджело в компании с «Нептуном» Амманати, «Геркулесом и Какусом». Обилие обнаженных мужских тел некоторых туристов смущает, других же — напротив, вдохновляет, так или иначе, но даже Дэн Браун в своем «Инферно» прошелся на тему того, что количество каменных пенисов на площади Синьории несколько избыточно для глаз. Кстати, на площади близ обнаженных скульптур сожгли проповедника Джироламо Сованарола, который яростно выступал против развратного Папы Борджиа, развратных содомитов, развратных дам и, кстати, развратных скульптур. Сейчас место его казни обозначено металлическим медальоном, что характерно, находится оно в непосредственной близости от скульптурного буйства мужской обнаженной натуры.

В соседних палаццо площади Синьории расположены бутики лучших брендов: на палаццо Веккьо смотрит флагманский бутик Chanel, справа на площади — бутик Gucci с музеем флорентийского модного Дома. Если к моде вы неравнодушны, то можете заглянуть в музей Gucci — на посещение уйдет максимум полчаса, а самое интересное в экспозиции — эксклюзивные платья, которые модный Дом шил актрисам для эффектного появления на церемонии Оскар или на Каннском кинофестивале. Мы же с теми, кто моде предпочитает историю, отправляемся в палаццо Веккьо.

ПАЛАЦЦО ВЕККЬО

Палаццо Веккьо — не только музей, но и правительственное здание, тем не менее, самая интересная его часть открыта для посещения туристов. Не скупитесь и купите полный билет, чтобы осмотреть не только залы, где заседали правящие семейства Флоренции, но и катакомбы, а также подняться на башню, чтобы с ее вершины увидеть весь исторический центр города.

Визит в палаццо Веккьо лучше всего начинать снизу, спустившись под землю. Тут внезапно выяснится, что история Флоренции начинается не со Средних Веков, и уж тем более не с Ренессанса, а со времен древних римлян, причем нынешний центр города в то время был окраиной. На окраинах городов римляне часто строили театры, и Флоренция не стала исключением из правил. Да, под полами палаццо Веккьо скрыты руины огромного древнеримского театра. Для усиления эффекта погружения в глубину веков в прямом смысле этого слова, на каменных руинах демонстрируются проекции по технологии театра теней: тени актеров, играющих на флейтах или же танцующих среди вековых камней, превращают прогулку по руинам в чуть ли не мистическое действо.

На фото: театр теней на руинах древнеримского театра в палаццо Веккьо

Продолжаем прогулку по палаццо Веккьо, поднимаемся в Зал Пятисот (Salone dei Cinquecento) и сразу же перемещаемся из античных времен в конец пятнадцатого века. Зал Пятисот когда-то был самым крупным залом правительственного совета, состоявшего из 500 человек (отсюда и название), сейчас же здесь часто проходят камерные концерты. Свой нынешний облик Зал Пятисот приобрел благодаря инженеру Джорджо Вазари, который сумел поднять крышу помещения — в результате сквозь окна в зал стал проникать дневной свет, а заодно украсил стены зала масштабными фресками.

На фото: Зал Пятисот в палаццо Веккьо

Именно гигантские фрески Вазари сразу же привлекают внимание гостей палаццо Веккьо, а туристы, читавшие роман «Инферно», немедленно принимаются рассматривать гигантское полотно «Битва при Марчано», на котором красуется загадочная надпись «Cerca Trova» («Ищи и найдешь» ). Но с прискорбием вынуждены констатировать, как ни прекрасны фрески Вазари, раньше на их месте красовались «Битва при Ангиари» кисти Леонардо да Винчи и «Битва при Кашине» работы Микеланджело, ни от одного ни от второго полотна после реконструкции зала Вазари — любимым архитектором Лоренцо Медичи — не осталось и следа.

На фото: фреска Вазари «Битва при Марчано» с надписью «Cerca Trova»
(«Ищи и найдешь») из книги «Инферно» Дэна Брауна.

Зато среди статуй Зала Пятисот можно увидеть скульптуру Микеланджело «Дух победы» (итал. Genio della Vittoria). Кстати, эта статуя — одна из самых таинственных работ Буанарроти, к примеру, искусствоведы до сих пор не могут однозначно решить, Микеланджело не успел завершить статую, или же она намеренно выполнена в технике «non finito». Самое любопытное, изначально скульптуру изящного юноши (Микеланджело ваял статую со своего возлюбленного Томмазо Кавальери) планировали установить в качестве надгробного памятника на могилу консервативному Папе Юлию II — ярому противнику гомосексуализма. Так или иначе, но статуя находилась во флорентийской мастерской Микеланджело до самой его смерти, а теперь ее можно наблюдать в Зале Пятисот. Кстати, как и на входе в палаццо Веккьо, в Зале пятисот нехватки обнаженной мужской натуры не наблюдается, чего стоят статуи, демонстрирующие подвиги Геркулеса, которые, если верить скульпторам Ренессанса, античный герой совершал исключительно нагишом.

На фото: скульптура Микеланджело «Дух победы» (итал. Genio della Vittoria)

Налюбовавшись фресками и статуями, загляните в Lo Studiolo — маленький кабинет Франческо Первого. Все стены кабинета украшены немыслимым числом картин, более трех десятков шедевров изобразительного искусства, можно сказать, толпятся в маленьком пространстве. В общем, Lo Studiolo — отличное место для практики сосредоточения внимания на одном объекте из множества других, иначе неизбежно возникнет ощущение, что вы попали внутрь цветного калейдоскопа.

На фото: Lo Studiolo в палаццо Веккьо

Затем прогуляйтесь по залам палаццо, многие из них посвящены представителям семейства Медичи, что отражено и в названии комнат, и в декоре — фрески иллюстрируют все значительные вехи в истории правящей династии города.

На фото: фрески в зале имени Козимо Медичи, на фресках
изображено
строительство купола собора Санта-Мария-Дель-Фиоре

В одном из залов второго этажа вы увидите посмертную маску Данте. Автор «Божественной комедии» был изгнан из Флоренции, гробница его находится в Равенне, но во Флоренцию была привезена маска-слепок с лица покойного. В «Инферно» Дэн Браун пишет о том, что посмертная маска Данте производит на зрителя пугающее впечатление, я же с этим не соглашусь, тут скорее возникает чувство щемящей грусти.

На фото: посмертная маска Данте Алигьери в палаццо Веккьо

Заканчивается визит в палаццо Веккьо в зале Картографии, том самом, в центре которого красуется глобус, и где Роберт Лэндон вместе с помощницей Сиеной обнаружили под картой Армении потайной ход в закрома дворца. Конечно, вас ни в какой потайной ход не пустят, но поизучать старинные карты, на которых, к примеру, Россия именуется Тартарией — занятие очень занимательное.

На фото: зал Картографии в палаццо Веккьо

В финале поднимитесь на башню палаццо Веккьо, дабы полюбоваться старым городом с высоты птичьего полета. Единственное, готовьтесь некоторое время отстоять в очереди, на вершину башни туристов пускают маленькими группами.

ЛОДЖИЯ ЛАНЦИ

Выйдя из палаццо Веккью, отправляемся бродить вокруг статуй . Здесь под арками, возведенными в период с 1376 по 1382 год, размещены скульптуры, являющиеся собственностью галереи Уффици (она, кстати, расположена здесь же, нужно лишь пройти в арку).

На фото: каменный лев в Лоджии Ланци

Во времена Флорентийской республики в лоджии устраивались приемы для знати, сейчас же на ее ступеньках курит молодежь, а туристы беспардонно забираются на статуи каменных львов и самозабвенно фотографируют «Персея с головой Медузы» Бенвенуто Челлини или копию «Похищения сабинянок» Джамболоньи. Кстати, некоторые из женских статуй, выставленных в галереи — античные оригиналы.

На фото: «Персей с головой Медузы» Бенвенуто Челлини в Лоджии Ланци

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ: ПО МЕСТАМ ДАНТЕ И ПОНТЕ ВЕККЬО

Во второй половине дня предлагаем вам прогуляться по местам Данте Алигьери, но вначале перекусим. Впрочем, в данном случае, у нас есть возможность совместить дегустацию одного флорентийского гастрономического специалитета с прогулкой по местам Данте — хорошая закусочная, где готовят настоящие лампредотто — флорентийский бутерброд с требухой — находится в соседнем здании с церковью Святой Маргариты дей Черки (Chiesa di Santa Margherita dei Cerchi), той самой, которую еще называют церковью Данте.

На фото: закусочная рядом с церковью Святой Маргариты дей Черки

Берем в окошке лампредотто (lampredotto) — булочку, начиненную отваренным сычугом - коровьим желудком, и, как истинные флорентийцы, поедаем ее прямо на улице. Кстати, бутерброд этот едят во Флоренции с пятнадцатого века, а название свое он получил из-за внешней схожести с миногами, которые раньше в большом количестве водились в реке Арно, миноги по-итальянски — «lampreda».

ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ МАРГАРИТЫ ДЕЙ ЧЕРКИ И ДОМ ДАНТЕ

Подкрепившись, направляемся во внешне непритязательную церковь Святой Маргариты дей Черки (Chiesa di Santa Margherita dei Cerchi). Ее аскетичный внешний облик объясняется возрастом, ведь возведена церковь была в 1032 году, то есть во времена мрачного Средневековья. Считается, что именно здесь Данте встретил любовь всей своей жизни — Беатриче Портинари, что, кстати, неправда, поэт познакомился со своей музой в возрасте девяти лет на празднике в доме ее отца.

На фото: церковь Святой Маргариты дей Черки

Зато в этой церкви Данте венчался со своей нелюбимой женой Джеммой Донати, и здесь же находится гробница Беатриче — возлюбленная Данте скончалась в возрасте 24 лет, то есть очень молодой даже по меркам Ренессанса. На могиле Беатриче часто оставляют записки с просьбами о помощи в любовных делах, а ее скромная надгробная плита неизменно украшена живыми цветами.

На фото: могильная плита Беатриче Портинари

Кстати, маленькая церковь Santa Margherita dei Cerchi внутри тоже выглядит более чем просто: ни фресок, ни картин, атмосферу оживляют лишь детские рисунки, изображающие жизнь Данте — это творчество итальянских школьников. Буквально в двух шагах от церкви (просто следуйте по указателям Casa di Dante ) расположен и дом-музей поэта. Здание — неоригинальное, его построили лишь в первом десятилетии двадцатого века, правда, на том месте, где действительно раньше располагался дом, принадлежавший семье Алигьери.

На фото: дом-музей Данте во Флоренции

В доме устроен музей, на посещение которого у вас уйдет максимум полчаса, зато вы сможете увидеть не только одежду эпохи Данте и реконструированную обстановку, но и, к примеру, домашнюю химическую лабораторию — в подобных проводили эксперименты лучшие умы Ренессанса, кстати, сам Данте алхимии совсем не чурался.

ПОНТЕ ВЕККЬО — ЗОЛОТОЙ МОСТ ФЛОРЕНЦИИ

Идем от дома Данте к Понте Веккьо — старому мосту Флоренции, который теперь еще часто называют мостом из фильма «Парфюмер». Все дело во внешней схожести сооружений — на Понте Веккьо, как и на мосту Менял, расположено немыслимое число лавок, правда, торгуют в них не парфюмерией, а золотыми украшениями, отсюда и второе название моста — Золотой.

Впрочем, так было не всегда, изначально на Понте Веккьо располагались лавки мясников, но они распространяли такой ужасный запах, что в 1593 году мясников с моста изгнали, и их место заняли ювелиры. Кстати, название Веккьо, то есть «старый» — тоже неспроста, нынешний мост был возведен еще в 1345 году про проекту архитектора Нери ди Фьораванти. До этого времени два берега реки Арно вначале соединял мост, построенный римлянами, но он обрушился в 1117 году, затем — мост неизвестного архитектора, простоявший до 1333 года и разрушившийся во время наводнения.

А вот нынешняя конструкция моста уникальна не только потому, что она удивительно прочная, но и потому, что Джордо Вазари (автор Зала Пятисот) настроил над мостом тайный коридор, который соединяет палаццо Веккьо с расположенным на другой стороне реки палаццо Питти — дворцом, где жили Медичи. Кстати, по некоторым данным, мясников с моста прогнали как раз по инициативе Лоренцо Медичи, потому что вонь от их лавок проникала в тайный коридор. Когда будете гулять по Понте Веккьо, не только любуйтесь панорамой реки Арно со смотровой площадки в центре моста и заглядывайте в лавки ювелиров, но и постарайтесь найти на мосту таблички с цитатами из «Рая» Данте — первая расположена прямо у входа. Таблички эти — напоминание об убийстве флорентийца Буондельмонте, которое произошло в 1216 году, но имело многовековые последствия.

На фото: панорама реки Арно из центра моста

Дело в том, что флорентиец Буондельмонте ради своей возлюбленной отказался жениться на нареченной, которую подобрала ему семья. Семья отвергнутой невесты прощать такое не собиралась и жестоко убила молодого человека прямо на мосту, совсем как Фрей прикончил Робба в «Играх Престола». Из-за убийства произошел раскол между двумя флорентийскими партиями, потом они не одно столетие враждовали друг с другом, и счет жертв конфликта исчислялся уже даже не десятками. Кстати, именно эта политическая распря и стала причиной изгнания Данте из Флоренции.

На фото: лавки ювелиров на Понте Веккьо

Погуляв по мосту, возвращайтесь в старый город, на обратной дороге на одну минуту загляните на Новый Флорентийский рынок (Loggia del Mercato Nuovo). В плане покупок тут делать абсолютно нечего, потому что рынок давно и прочно оккупировали поставщики дешевого ширпотреба из Китайской Народной Республики, зато именно здесь находится еще один символ города — статуя кабана .

Считается, что если потереть кабану пяточек — обязательно вернешься во Флоренцию. Трем животному нос и отправляемся ужинать, .

ДЕНЬ ВТОРОЙ: ПОСЕЩАЕМ МУЗЕИ И ХРАМ САНТА-КРОЧЕ

УТРО И ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ: ГАЛЕРЕЯ УФФИЦИ

На посещение галереи Уффици — одного из самых известных и старейших музеев Италии — заложить нужно минимум полдня. Второй обязательный момент — заранее приобретайте билеты на сайте , иначе еще добрую половину дня проведете в очереди на вход, а если приедете во Флоренцию в разгар туристического сезона, то можете в галерею и вовсе не попасть: народная толпа из желающих увидеть «Весну» и «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, «Поклонение волхвов» и «Благовещение» кисти Леонардо да Винчи или «Венеру Урбинскую» Тициана не иссякает из года в год. Второй важный момент — по понедельникам, как и все итальянские музеи, Уффици не работает, учитывайте этот момент при планировании поездки.

Впрочем, даже если вы купите билет заранее, в очереди на вход в Уффици все же придется провести некоторое время. Не теряйте его зря, пока стоите под арками музея, изучите статуи великий граждан Флоренции, которые молчаливо взирают на гостей города со своих каменных пьедесталов. Леонардо, Макиавелли, Донателло, Микеланджело, Джотто, Лоренцо Медичи, Альберти — вот они, все месте, великие мужи Флорентийской республики, те, кто сумел переломить ход истории, ускорить бег времени и создать чудо итальянского Ренессанса.

Про саму же галерею Уффици можно рассказывать бесконечно. Ограничимся лишь несколькими фактами: изначально она была задумана Козимо I Медичи, как дворец, под сводом которого будут объединены все административные службы города, однако уже с 1575 года галерея работала, как музей. Основу экспозиции составила личная коллекция Медичи, и тут необходимо оговорить один важный момент: в пятнадцатом и шестнадцатом веках рынка искусства в современном понимании в Европе не существовало, и все художники и скульпторы работали только в том случае, если получали хороший заказ. Главным заказчиком всегда выступала или католическая церковь, или же представители богатых семейств Европы.

Во Флоренции, что и понятно, такой семьей были Медичи. Так, «Рождение Венеры» — самый известный на сегодняшний день экспонат Уффици — Сандро Боттичелли написал по заказу Лоренцо Медичи Великолепного, представитель правящей династии Флоренции хотел подарить своему двоюродному брату на свадьбу эротическую картину, которая украшала бы спальню новобрачных.

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли

Кстати, по прекрасной Симонетте Веспуччи, с которой Боттичелли и писал свою Венеру, сходили с ума все мужчины семьи Медичи: и Лоренцо Великолепный, и его младший брат Джулиано. По слухам, красавица выбрала из двух братьев младшего, ибо у Джулиано было больше свободного времени, чтобы полноценно ухаживать за самой красивой женщиной Флоренции.

После посещения Уффици — обязательно перекусите, благо, хорошее место для ланча расположено поблизости, в двух шагах от Piazza San Martino. Ищите забегаловку на три столика Sogni e Sapori (адрес — Via dei Cimatori, 22r, 50122), тут подают вкуснейшие супы и знаменитую риболлиту — сваренные овощи с кусочками хлеба, традиционное тосканское блюдо.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ: ХРАМЫ ФЛОРЕНЦИИ

БАЗИЛИКА САНТА-КРОЧЕ

Нужно сказать, что во Флоренции действовали сразу несколько монастырских орденов и каждый из них возводил собственную базилику. На юге города представители ордена кармелитов построили Санта-Мария-дель-Кармине (Santa Maria del Carmine), на северо-западе города доминиканцы возвели Санта-Мария-Новелла (Santa Maria Novella), а на юге Флоренции францисканцы построили великолепную Санта Кроче (Santa Croce) , по легенде, знаменитый храм основал не кто-нибудь, а сам Франциск Ассизский.

На фото: базилика Санта Кроче со статуей Данте на входе

Сегодня в самый крупный францисканский храм Италии гости города идут в основном, чтобы полюбоваться фресками и скульптурами Джотто, но кроме того здесь же похоронены Галилео Галилей, Никколо Макиавелли, Микеланджело и другие великие мужи Флоренции.

На фото: гробница Микеланджело в Санта-Кроче

САНТА-МАРИЯ-НОВЕЛЛА: ХРАМ И ЗНАМЕНИТАЯ АПТЕКА

Отправляемся на северо-запад Флоренции, точнее в район железнодорожной станции, туда, где расположена доминиканская базилика Санта-Мария-Новелла . Как и в Санта-Кроче, в Санта-Мария-Новелла хранится множество произведений искусства XIV-XVI веков, однако нам хочется упомянуть не о фресках Доменико Гирландайо и Себастьяно Майнарди, которые украшают церковь, а о том, что именно эта базилика упоминается в «Декамероне» Боккаччо, здесь и происходит встреча молодых людей, которые вместе решаются бежать из зачумленной Флоренции.

На фото: базилика Санта-Мария-Новелла

Неподалеку от церкви расположена знаменитая (адрес: Via della Scala, 16, 501123, Firenze, Tel +39 055 216276), основанная как раз монахами-доминиканцами.

В ней с 1612 года торгуют эликсирами, всевозможными притирками, мылом, травами, а главный хит аптеки — духи «Acqua della Regina» , которыми пользовалась сама Екатерина Медичи.

ВЕЧЕР: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЫНОК ФЛОРЕНЦИИ И ПЛОЩАДЬ МИКЕЛАНДЖЕЛЛО

После насыщенной культурной программы загляните на расположенный в этом же районе Нижнее ряды его открыты только утром, зато второй этаж, где , работает допоздна. Тут можно попробовать за раз все флорентийские гастрономические специалитеты, если понравится и захотите расширить знакомство с тосканской кухней — повторно загляните на рынок и утром следующего дня, тогда можете погулять и по нижним рядам mercato, где закупаются продовольствием сами флорентийцы.

На фото: второй этаж Mercato Centrale

Если после ужина у вас возникнет непреодолимое желание полюбоваться закатом, то прямо возле рынка садитесь в один из муниципальных автобусов, следующих в сторону пьяцца Микеланджело. Во время поездки вы обязательно увидите древние римские ворота в город, где в античные времена устраивались ярмарки невест, а саму площадь Микеланджело опознать очень легко — в ее центре возвышается еще одна копия «Давида».

На фото: панорама Флоренции с вершины пьяцца Микеланджело

Но, главное, отсюда открывается исключительный вид на старый город Флоренции и купол Санта-Мария-Дель-Фиоре, а смотреть на то, как лучи закатного солнца ласкают его рыжую крышу, можно до тех пор, пока на город окончательно не опустится бархатная тосканская ночь.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ: ЗНАКОМИМСЯ С «ДАВИДОМ» И ИДЕМ В САДЫ БОБОЛИ

УТРО: НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ БАРДЖЕЛЛО
ИЛИ АКАДЕМИЯ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ

С «Давидами» во Флоренции вот какая история. Знаменитых скульптур две: одна — всем известная работа Микеланджело, другая — статуя авторства Донателло, кстати, его «Давид» — первое со времен античности скульптурное изображение обнаженной мужской натуры.

На фото: «Давид» Донателло на выставке в Милане

Обе скульптуры появились на свет благодаря тому, что Медичи активно покровительствовали деятелям искусства: Донателло получил заказ от Козимо Медичи, а второй знаменитый представитель династии — Лоренцо Медичи Великолепный — первым обратил внимание на подающего большие надежды молодого скульптора Микеланджело, после чего пригласил талантливого юношу пожить в палаццо Питти, где Буанарроти смог развивать свой талант и воспитывать высокий художественный вкус.

Проблема в том, что выставлены статуи в разных местах: «Давид» Микеланджело — в Академии изящных искусств, а «Давид» Донателло — в Национальном музее Барджелло (Museo Nazionale del Bargello). Чтобы определиться, какой из музеев вы хотите посетить — ниже краткая справка об обоих местах.

Museo Nazionale del Bargello — старейшее общественное здание города, выглядит очень похоже на знаменитое палаццо Веккьо, что и неудивительно, ведь именно Барджелло брали за образец при возведении дворца, где заседало правительство Флорентийской республики.

На фото: здание Museo Nazionale del Bargello

За свою историю здание успело побыть и резиденцией подесты (наместника города), и городским советом, и тюрьмой, и даже казармой. Музей скульптуры открыли здесь в XIX веке, помимо «Давида» Донателло в экспозиции Барджелло есть четыре работы Микеланджело: скульптура «Вакх», бюст «Брут», «Тондо Питти» и «Давид-Аполлон». Для посещения музея заранее билеты покупать не нужно, обычно очередь на вход небольшая.

На фото: оригинал «Давида» Микеланджело в Галереи Академии изящных искусств

А вот оригинал скульптуры Микеланджело выставлен во флорентийской Галереи Академии изящных искусств . Галерея была основана эрцгерцогом тосканским Пьетро Леопольдо Первым ди Лорена в 1784 году, коллекция скульптур и картин мастеров периода Средневековья и Возрождения — огромна, но, помните, Академия — это не только музей, но еще и учебное заведение, так что, если хотите увидеть «Давида» и «Пленников» Микеланджело, а также оригинал «Похищения сабинянок» Джамболоньи, заранее покупайте билеты и уточняйте время визита на сайте .

Стоимость посещения и часы работы Академии изящных искусств:

САДЫ БОБОЛИ И ПАЛАЦЦО ПИТТИ

Поскольку в нашем рассказе о Флоренции фамилия Медичи встречалась в каждом третьем предложении, самое время посмотреть, где же жили представители благородного семейства, и отправиться по Понте Веккьо на другую сторону реки Арно — в палаццо Питти и сады Боболи .

Палаццо Питти (Palazzo Pitti) по меркам времен Ренессанса считался неприступной цитаделью, здесь Медичи могли укрыться от своих недругов, а в палаццо Веккьо они прибывали по тайному коридору Вазари, возведенному над мостом. В залах самого палаццо сейчас выставлены крайне разнообразные художественные полотна: от семейных портретов представителей флорентийской аристократии до образцов современного искусства. Плохо это или хорошо, но сейчас в палаццо Питти часто проводят светские приемы: в залах дворца накрываются фуршетные столы, хрустальные люстры загораются ярким светом, и здесь, совсем как и стародавние времена, звучит музыка, слышится женский смех и звон бокалов.

На фото: прием в палаццо Питти по случаю гастрономической выставки

А вот Сады Боболи — классический итальянский парк с обязательными скульптурами, гротами, розариями, павильонами, фонтанами и аллеями. Разбивать их начали еще при жизни Козимо Медичи, детальный план парка разработал архитектор Николо Триболо, а часть построек спроектировал Джоржо Вазари — один из любимых архитекторов Лоренцо Медичи Великолепного. Сады Боболи не так роскошны, как та же вилла д’Эсте, расположенная в городе Тиволи близ Рима, но и тут можно обнаружить немало занимательно. К примеру, туннель Черкьята, выглядящий, как бесконечные зеленые арки, или «Фонтан маленьких уродливых лиц», который во времена Лоренцо Медичи использовался для охоты на пернатых — из каменных масок фонтана капала вода, а когда птицы прилетали на водопой, на них набрасывали сетки.

На фото: «Фонтан маленьких уродливых лиц» в садах Боболи

Еще один любопытный экспонат садов Боболи — «Бронзовый Нептун» — фонтан работы Стольдо Лоренци. Художественные достоинства этой скульптуры вызывают у современных итальянцев много вопросов, и часто творение Лоренци насмешливо называют «Нептуном с вилкой». Впрочем, итальянцам не слишком нравится и статуя, изображающая голого толстяка-карлика, сидящего верхом на черепахе, между прочим, — это придворный шут, любимец семейства Медичи.

Но, безусловно, самое занимательное место садов — грот Буонталенти — анфилада из трех пещер, названная именем их создателя. Стены пещер украшены скульптурами и барельефами, причем, статуи вписаны в структуру песчаника настолько органично, что кажется, будто это застывшие духи пещеры, жаждущие вырваться из каменного плена на свободу. По задумке Медичи, грот должен был использоваться для увеселений молодежи, кстати, во времена правления династии по стенам пещер струилась вода, что, с одной стороны, усиливало мистическую атмосферу, которая и по сей день царит в гроте Буонталенти, а с другой — служила аналогом современного кондиционера, ибо отлично охлаждала воздух пещеры даже в жаркий тосканский полдень.

На фото: грот Буонталенти в садах Боболи

Нагулявшись по садам Боболи, устройтесь в летнем кафе, открытом на высшей точке парка, ведь сады расположены на холме, возвышающемся над Флоренцией. Закажите себе бокал chianti reserve и, потягивая вино, наслаждайтесь открывающейся с вершины холма панорамой вечернего города.

Лучшего места, чтобы попрощаться с Флоренцией, чем сады Боболи — найти невозможно, впрочем, говорить Флоренции: «Прощай» и ни в коем случае не стоит, вместе этого скажите ей: «До свидания», а еще лучше: «До скорой встречи».

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

С этим абсолютно согласен.

Во Флоренции все какое-то монументальное, масштабное, концентрировано итальянское. Кажется, как будто город не замечает большого количества туристов и живет своей жизнью под теплым и нежным тосканским солнцем.

Еще, Флоренция – один из немногих городов, которые кажутся более величественными, чем на фотографиях. Вот все остальные, по крайней мере европейские, города и достопримечательности в живую оказываются прям крошками, а здесь наоборот — дух захватывает и чувствуешь себя маленьким.

День исследования начали с главного и самого узнаваемого места города – Piazza del Duomo (дословно: «соборной площади»), на которой возвышается просто огромный собор-символ и главная достопримечательность Флоренции — Санта-Мария Дель-Фьоре . Этот 600-летний великан, который может вместить под своей крышей 30 000 человек (все население Флоренции на момент его строительства) даже в объектив не умещается, поэтому показываем по частям.

Фасад собора Санта Мария-дель-Фьоре и колокольня Джотто

Колокольня Джотто

Большое видится на расстоянии, поэтому, чтобы рассмотреть собор Санта-Мария-дель-Фьоре , да и всю Флоренцию , поднимаемся на колокольню работы великого Джотто.

В очереди на вход пришлось немного постоять, но оно того стоит, цена подъема на смотровую площадку – 15 евро, но и оно того стоит. Этот билетик позволит вам, при желании, кроме колокольни Джотто , посетить еще и сам собор, подняться на его купол и заглянуть в баптистерий напротив собора.

Лифта или какого-то подъемника в колокольне Джотто нет, поэтому на высоту 85 метров нужно подниматься пешком, по узкой и крутой лестнице. Смотровых площадок в колокольне несколько, на разных уровнях. На каждом, кроме последнего, есть лавочки, на которых можно посидеть (пребывание в колокольне не ограничено, поэтому, если есть время, хоть берите книгу и сидите там, читайте, с таким роскошным видом на Флоренцию ).

Вид с колокольни Джотто, кажется до купола можно дотянуться рукой

В собор Санта-Мария-дель-Фьоре тоже стоит зайти, купол внутри не менее красивый, чем снаружи. А еще там тихо, прохладно и темно. Можно несколько минут отдохнуть от шума и суматохи.

Внутри собора

После собора идем по Via dei Calzaiuoly до главной площади города, делая перерыв на возможно самое вкусно мороженое в мире – итальянское gelato. Самой хорошей джелатерией в центре Флоренции считается Festival и мы этот факт подтверждаем (провели жесткий конкурс среди 6 флорентийских джелатерий).

В конце Via dei Calzaiuoly находится главная площадь Флоренции – площадь Сеньории (Piazza della Signoria). Здесь очень много интересных достопримечательностей: Лоджия делла Синьория , когда строилась для заседаний, а стала музеем, Палаццо Веккьо — бывшая резиденция Медичи, которая тоже стала музеем и, чуть дальше, галерея Уффици , которая строилась семейством Медичи как место работы городского управления, а стала угадайте чем – музеем. (В общем, все во Флоренции рано или поздно становится музеем или достопримечательностью).

А еще на площади много красивых-мускулистых статуй: фонтан Нептуна с Нептуном в центре, копия Давида Микеланджело, памятник Козимо Медичи .

Палаццо Веккьо

Идем в Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio). Сейчас, это музей, который делится на три блока: Башню со смотровой площадкой, музей и древний амфитеатр, расположенный в подвальной части.

Цена на билеты разная, в зависимости от того, какие блоки Палаццо вы хотите посетить: 10 евро – только музей, 14 евро — музей и башня, 18 евро – полный комплект.

Мы идем в музей и башню, взяв еще аудио-гиды (+4 евро на двоих). Аудио-гиды здесь в виде планшетов с наушниками, и в них подгружена карта и фото залов. Нажимаешь на планшете на нужный тебе зал и слушаешь его историю и заодно историю семейства Медичи – властного и богатого рода, который на протяжении нескольких веков правил Флоренцией .

Биография у Медичи кровожадная и насыщенная, «Игра престолов» отдыхает, но все же такое количество информации сложно воспринимается за раз, если только вы не особый ценитель, поэтому рекомендуем надеть свои наушники, включить величественную музыку и ходить по залам, воображая себя правителями Флоренции . Залы очень красивые, особенно Зал Пятисот, особенно его потолок.

Зал Пятисот

Потолки в каждом зале просто песня, они сами по себе картины, шедевры, хотя бы ради них стоит сюда пойти.

Палаццо Веккьо, потолок одного из залов музея

После музея подъем на башню (и здесь без лифта) откуда открывается вид на площадь Синьории с ее достопримечательностями и на весь город.

Вид на площадь Сеньории с башни Палаццо Веккьо

Галерея Уффици (Uffizi)

После Палаццо Веккьио проходим через своды галереи Уффици – главного музея Флоренции и всей Италии, здесь хранится вся коллекция искусств семьи Медичи, а это немного нимало — шедевры главных мастеров Возрождения: Микеланджело, Рафаэля, Боттичелли, Да Винчи. Очереди сюда километровые, но билет можно купить заранее на .

Мост Веккьо (Ponte Veccio)

Уже на закате, пройдя арку в конце галереи, попадаем на набережную реки Арно, которая делит Флоренцию на две части. Главное украшение реки – это Ponte Veccio , облепленный старинными домиками мост, на котором еще со времен Медичи расположились лавочки торговцев золотом. На этом мосту всегда ооочень людно, поэтому если вас не интересуют золотые изделия, продающиеся по диким туристическим ценам, то лучше посмотреть на мост Веккьо издалека, спустившись с набережной к реке и усевшись на аккуратном газоне – как это сделали мы, и как каждый теплый вечер делает почти вся флорентийская молодежь.

Закат, шум реки, ажурные мосты и громадины древних зданий наверху вдоль набережной – пожалуй лучшее завершение дня Флорентийской истории и культуры.

P\S мы почти ничего не сказали о местных ресторанах, потому что их здесь очень много и самым интересным из них мы посвятим .