Античные памятники в крыму. Археологические памятники Крыма (серия книг) Археологические памятники крыма и их краткая характеристика

В крымских археологических источников средневековых времен, как отмечал. ОИ. Домбровский, принадлежат разновременные, не одинаковы в фортификационном отношении, а следовательно функционально различные укрепления еще недостаточное ьо исследованы остатки многочисленных поселений и могильников, следы прошлого сельскохозяйственного террасирование давно поросших лесами горных склонов, спрятанные в горах крепиды террас и древние пути, заброшенные гончарные трубы, арыки, что сейчас не используются, фонтаны, колодцы, средневековые каменоломни, рудоплавильни и гончарные печи тощощо.

Ризностничне населения полуострова, конечно, не могло в течение длительных отрезков времени мирно сосуществовать. О межобщинных конфликтов, в частности, свидетельствуют многочисленные - разные, хотя и синхронные - оборонительные сист темы: укрепленные, но не заселены в мирное время убежища рядом с открытыми поселениями; поселка, окруженные стенами; места временного пребывания в горных пещерах. Встречаются и простые, небольшие по кол. Ирам жилья стояли друг возле друга на высотах гор, сотоподибно спланированы поселки с домами в виде небольших башен, которые превращали усадьбу земледельца в своеобразную крепость напластования шаров ных наслоений и стратиграфия строительных остатков свидетельствуют о долговременном и постоянное использование населением всех пунктов вышеуказанных категориирій.

Выбор мест для проживания и различия в образе жизни обусловлены прежде возрастной привычке тех или иных пришлых групп населения к определенным формам хозяйствования, которые могли развиваться по конкретной ных условий естественного пребывания. Это и отгонное скотоводство в горах, и охота в сочетании с бортничеством, и сбор даров природы, и"чаирне"земледелие на очищенных от леса небольших по размерам участках земли, земледелие в долинах и огородничество на невысоких водоразделах, виноградарство на южных склонах гор и рыболовство, мелкие сельские ремесла тощемесла тощо.

Исследование археологических памятников, оставленных носителями различных археологических культур, следует начинать с византийских - VIII-X вв их появлению способствовала массовая миграция в период иконоборчества. В это время появляется ляються плитовые могильники, на площади которых захоронения проводились по христианскому обычаю - вытянуто на спине, головой на запад, в некоторых могилах обнаружены нательные крестики время на всей террито й. Южного. Крыма появляются сельские поселения и укрепленные монастыри с материалами провинциально-византийской культуры (круглодонные красноглиняных амфоры, византийский билоглнняний посуда - расписные и ойнохои и фляги, небольшие плоскодонные пифосы, разнообразные горшки). Позже формы амфор меняютсяться.

Площадь поселений и количество зданий в них довольно значительные. С напольной стороны поселения обнесенные заборами шириной около 3 м, но на самой территории сооружения размещались бессистемно известной памяти " "достопримечательностью того времени является. Аю-Даг - поселок, размещенное на верхушке облесенных горы. Здесь сооружались дома двух типов - однокамерные и пьятистинкы, размеры которых вдвое превышали предыдущие. В центре поселения размещался храхрам.

Одновременно с сельскими, небольшими по размерам, однонефного базиликами в эпоху иконоборчества появляются трехнефная и трехапсидный базилики значительно больших размеров. Деятельность монашеской иммиграции распространяется ювалася и в горных районах, где возникает значительная группа пещерных монастырей, по характеру застройки близких к так называемым"пещерных городов"(рис 27t; (рис. 27).

Такими городами называют своеобразную группу памятников (городища, монастыри, поселка), расположенную в предгорьях полуострова их характерной особенностью является высечены в скале различные помещения хозяин рского, военного, жилищного и культового назначения. Остатки наземных построек теперь покрыты землей и растительностью. Городища нередко достигали значительных, как для тех времен, размеров (около 10 га). Части на их площади не была застроена и, вероятно, предназначалась для защиты окружающей сельского населения во время вражеских нападений или проведения торговргів.

. Рис 27"Пещерный город"Чуфут-Кале близ. Бахчисарая

Два из них -. Эски-Кермен и. Чуфут-Кале - расположенные вблизи. Бахчисарая. Первое возникло в V-VI вв и существовало до конца XIII в. Изложенные из камня оборонительные стены имели толщину около 2 м. К ним примыкали бы башни, вырубленные в скалистых выступах. В городе было много зданий из камня и около 400 пещер, а также церковные сооружения. Во время раскопок обнаружены улицы и зерновые ямы, вырубленные в скале, глубокий кол одежде, водопровод и остатки ремесленных мастерских. Население занималось земледелием, скотоводством, виноградарством, ремеслами и торговлейргівлею.

Одним из самых"пещерных городов"было. Чуфут-Кале. Его окружают каменные стены внушительных размеров с арочными воротами. Возникло, как другие, в V-VI вв. На его территории обнаружено много пещерных комплексов глубокий колодец и другие постройки. Позже правило татарам за монетный двор и тюрьму для пленных и заложников, стало центром ремесла и торговли. Неподалеку от города обнаружено большое по размерам м огильныірами могильник.

Поселение ранних болгар VII-X вв, открытые в разных частях полуострова, можно разделить на две хронологические группы,"водоразделом"между которыми стала середина VIII в. К ранним и наиболее типичных относят п поселения. Тау-Кипчак, на котором здания с каменными стенами размещались пятью"кушамы"К каждому из них входили однотипные сооружения, сгруппированные по два-три вместе. Расстояние между отдельными группами достигала 10-25 м. Внутри лишь одно помещение мало очаг (т.е. было жилым), остальные выполняла хозяйственные функциивала господарські функції.

хазар-болгары, придя в. Таврике, принесли с собой характерный тип жилья - полуземлянку с куполообразной крышей. Но, познакомившись с развитым каменным строительством, они начали возводить и наземных ни сооружения. Характерным для этого круга памятников была также кладка стен насухо"в елочку"Керамический комплекс состоял из амфор местного и импортного производства, горшков и кружек различных типов. Лепная керамика в своей массе меняется изготовленной на гончарном круге. Выявлено большое количество сельскохозяйственных орудий течение второго из упомянутых периодов материальная культура по основным показной икамы не изменилась. Ранньоболгарська культура исчезла в середине X в результате хазаро-византийских войн. Позже здесь начала формироваться новая этнокультурная сообществкультурна спільнота.

В первые века II тыс. н е большинство поселений. Таврики характеризовалась следующими признаками: здания, как правило, размещаются на скалистых или очень крутых местностях, непригодных для возделывания. Пойма ре ичкы или равнинная часть оросительной долины используются только для садоводства или посевов. Такая черта характерна и для. Байдарской долины, где зафиксированы поселения, расположенные вокруг нее на горной х отрогах. Известны и другие разновидности горных поселений, жилые и хозяйственные постройки которых возводились непосредственно на земляных террасах с подпорными стенами или полях, разделенных на участки каменными о заборрожами.

Среди поселений XII-XIV вв выделяются три основных типа планирования, хорошо зафиксированы в урочище. Ласпи недалеко от. Ялты. Прежде всего, это поселок. Хаспио с пористой структурой, состоявшее более чем из 3 30 террас, которые спускались к морю. Они были укреплены каменными крепида, на которых стояли стены, разделявшие террасы. Жилая башня, помещения хозяйственного назначения, хлев для мелкого домашнего х удоб примыкали к стенам каждого такого очага. Все поселения пользовалось водой, поступавшей из одного водопровода, сооруженного из гончарных труб (рис 28с. 28).

Позднее появилось еще одно поселение -. Шабурла отношении правильные ряды зданий здесь размещались на длинных террасах. Эти сооружения возводились на значительном расстоянии друг от друга. Вблизи жилищ, удаленных от д источников, вкапывали большие пифосы для хранения воды. Третье крупное поселение -. Приморское - расположен на противоположной стороне упомянутого ручья. Здания здесь возводились бессистемно (это обусловлено рельефом м местности) и отличались от предыдущих по многим параметрам. Дворы были ограждены, а между ними пролегали извилистые улицвулиці.

богатыми и насыщенными памятниками были города средневекового. Крыма. Одно из них -. Судак (византийская. Сугдея, итальянский солдат, древнерусский. Сурож), оборонительные стены которого с 26 башнями (построенными в разное время) и барбаканом охватывают двумя ярусами горы и защищают подходы к порту. Общая площадь крепости - около 60 га. На раннем этапе (VI - первая половина VIII в) город представлял собой. Обычн айну приморскую крепость, в высшей точке которой размещался византийский гарнизон. Вблизи был построен маяк, который функционировал до XVII в. Рядом с укреплениями стояла и византийская таможня (найденышей ено более 500 печатей из свинца) (рис 29ис. 29).

Хазарский период (вторая половина VIII-X вв) характеризуется упадком этого приморского центра, особенно его портовой части. Но в середине IX в сооружается оборонительная стена, сложенная из блоков в типично. Хазарского оборонной технике. Но признаков городской застройки тех времен не обнаружено, а сами укрепления служили исключительно для защиты воинеїнів.

. Рис 28 крымских средневековая керамика

рис 29. Реконструкция периметра. Судакской крепости (за I. А. Барановым)

Формирование городских кварталов и создание единой системы оборонительных сооружений началось после разгрома каганата, когда часть. Таврики снова вошла в состав. Византийской империи. К.. Сугдеи из. Херсона-Ко орсуня перевели флот и корабельные верфи. В этот период город застраивается двухэтажными постройками, а оборонительные стены разделяют его на пять зон. Городской доминантой остается замок, к которому п римикала аристократическая часть. В этот период город достигает самых размереірів.

Ситуация значительно ухудшается во второй половине XIII - первой половине XIV в, после вхождения. Сугдеи в состав. Крымского улуса. Золотой. Орды: оборонительные сооружения. Нижнего города были полностью разобраны, а а на их месте появляются мастерские. Видимо подъема город (уже солдат) переживает после перехода под юрисдикцию. Генуе в 1380 г. Однако в 1475 г оно было уничтожено туркамками.

Средневековый. Херсонес (Херсон,. Корсунь) был унаследован. Византией от. Римской империи. Этот город, как крупный ремесленный и культурный центр. Крымского полуострова, выполняло роль посредника империи й в морской и сухопутной торговли с. Северным. Причерноморьем и. Киевской. Русью. Власть. Византии в. Таврике не была полной и, по сути, только. Херсонес оставался здесь ее опорным пунктом в экономической и политической борьбе за северопричерноморских регион свою очередь империя защищала город от кочевников и других нападающих. Население тяготело к. Херсонеса, чем объясняется скопление земледельческих по селений, а затем и значительных феодальных угодий вблизи города или на подступах к нему (рис 30. 30).

Представление о. Херсонесе как средневековый город дают раскопки восточного района и северного берега, где открыты жилые кварталы. Оборонительные сооружения (стены и башни) в припортовой и других частях города св отчего о постоянной военную угрозу для его жителей. В непосредственной близости от городских стен открыты остатки различных общественных зданий, большие цистерны одного из городских водопроводов и терм X в. Все это свидетельствует о высоком уровне культуры градостроительства и цивилизованности населенныхння.

Средневековый город сводилось на руинах античного, повторяя его регулярная планировка. Менялась только разбивка домовладений внутри кварталов, перестраивались усадьбы, однако планировка улиц зал оставалось предыдущим. В X-XII вв стало возможным заметно упорядочить городское планирование, благодаря чему центр приобретает характер целостного архитектурного ансамбля. Главная улица пролегала с востока на запад; по обе стороны ее размещались двухэтажные дома, жались друг к другу. На нижних этажах большинства из них размещались магазины. Фасады, за исключением жилищ богатейших владельцев, оформляли ися достаточно простпросто.

. Рис 30 усадеб средневекового. Херсонеса с часовней-усыпальницей на переднем плане (реконструкция. О. Л. Якобсона)

Главную городскую магистраль, деля ее на почти равные части, перпендикулярно пересекали поперечные улицы, а параллельно ей проходили продольные. Главная улица выходила на площадь, где возвышался храм тесных но застроены жилые кварталы размещались по обе стороны от нее и террасами спускались к морю и гаванні.

Монументальная архитектура представлена??в. Херсонесе культовыми сооружениями. Базилики, крестовокупольного храма, небольшие часовни возводились почти в каждом квартале и во многом определяли архитектурный обл личчя города частности в восточной части. Херсонеса содержится так называемая. Уваровская базилика. Судя по ее местоположения, размеров и обустройства, именно она могла быть тем кафедральным собором, где венчался (а также крестился) князь. Владимир. Святославич с принцессой. Анной. Вместе с другими сакральными зданиями этот храмовый комплекс занимал целый квартартал.

Крепкие фортификационные сооружения не отличаются какими-то оригинальными архитектурными решениями, хотя и были выполнены на высоком для своего времени уровне. При строительстве использовались также остатки а античных сооружений. Особое внимание привлекает так называемая башня. Зенона, возведенная над портом в южном конце оборонной линииії.

конце XIII в и без того обветшавший. Херсонес подвергся нападению ордынцев. Ногая и затем постепенно обветшал

1. Артамонов. М. И. История хазар. Ленинград, 1962

2. Археология Украинской. ССР:. В 3 т. Киев, 1986. Т 3

3. Блифельд. Д. И. Древнерусские памятники. Шестовице. Киев, 1977

4. Брайчевськиш. М. Ю. Происхождение. Руси. Киев, 1968

5 давно история Украины :. В 3 т. Киев, 2000. Т 3

6. Древняя. Русь. Город, замок, село. Москва, 1985

7. Древняя. Русь. Быт и культура. Москва, 1997

8 История украинской культуры :. В 5 т. Киев, 2001. Т. И

9. Корзухииа. Г. Ф. Русские клады IX-XIII вв. Москва;. Ленинград, 1954

10. Кучера. М. П. Змиевы валы. Среднего. Поднепровья. Киев, 1987

11. Кучера. М. П. Славяно-русские городища VIII-XIII вв между. Саном и. Северским. Донцом. Киев, 1999

12. Моця. А. П. Погребальный памятники южнорусских земель IX-XIII вв. Киев, 1990

13. Моця. О. П. Население южнорусских земель IX-XIII вв (По материалам некрополей). Киев, 1993

14. Плетнева. С. А. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях / /. Материалы и исследования по археологии. СССР 1958 № 62

15. Плетнева. С. А половецкыя каменные изваяния / /. Свод археологический источников 1974. Вып. Е4-2

16. Степи. Евразии в эпоху. Средневековья. Москва, 1981

17. Толочко. П. Я. Древний. Киев. Киев, 1983

18. Толочко. П. П древнерусского феодальный город. Киев, 1989

19. Федоров-Давыдов. Г. А. Искусство кочевников и. Золотой. Орды. Москва, 1976

20. Якобсон. А. Л. Средневековые. Херсонес (XII-XIV вв) / /. Материалы и исследования по археологии. СССР 1950 № 17

21. Якобсон. А. Л. Средневековые. Крым. Москва;. Ленинград, 1964

. Список литературы

1. Айбабин. А. И. Этническая история ранневизантийского. Крыма. Симферополь, 1999

2. Алексеев. А. Ю,. Мурзин. В. Ю,. Роме. Р. Чертомлыка. Киев, 1990

3. Алексеев. В. П,. Первый. А. И. История первобытно общества. Москва, 1990

4. Андрух. С. И. Нижнедунайская. Скифия в VI - начале I в до н э. Запорожье, 1995

5. Анохин. В. А. Монеты античных городов. Северо-Западного. Причерноморья. Киев, 1989

6. Античные государства. Северного. Причерноморья. Археология. СССР. Москва, 1984

7. Археология Украинской. ССР:. В 3 т. Киев, 1985, 1986. Т 1-3

8. Археология Украинской. ССР:. В 3 т. Киев, 1971. Т 1-3

9. Археология 1993 № 3 (к 100-летию открытия трипольской культуры)

10. Баран. В. Д. Древние славяне. Киев, 1998

11. Баран. В. Д,. Козак. Д II,. Терпиловский. Р. В. Происхождение славян. Киев, 1991

12. Березанская. С. С. Северная Украина в эпоху бронзы. Киев, 1982

13. Березанская. С. С,. Отрощенко. В. В,. Чередниченко. УКРАИНЫ,. Шарафутдинова. И. Н. Культуры эпохи бронзы на территории Украины. Киев, 1986

14. Березанская. С. С,. Цвек. Е. В,. Клочко. В. И,. Ляшко. С. Н. Ремесло эпохи энеолита - бронзы на Украине. Киев, 1994

15. Бессонова. С. С. Религиозные представления скифов. Киев, 1983

16. Бессонова. С. С,. Скорый. С. А. Мотронинское городище скифской эпохи. Киев, 2001

17. Блифельд. Д. Древнерусские памятники. Шестовице. Киев, 1977

18. Болгов. Н. Закат античного. Боспора. Белгород, 1966

19. Бонгард-Левин. Г. М,. Грантовский. Э. А. Вот. Скифии до. Индии. Москва, 1983

20. Брайчевский. М. Ю. Происхождение. Руси. Киев, 1968

21. Братченко. С. Н. Донецкая катакомбная культура раннего этапа. Луганск, 2001

22. Бунятян. К. П,. Мурчим. В. Ю,. Симоненко. В. В. На заре истории. Киев, 1998

23. Вончугов. В. П. Белозерская культура в. Северо-Западном. Причерноморье. Киев, 1990

24. Великая. Скифия: учебное пособие. Киев;. Запорожье, 2002

25. Виноградов. Ю. Г. Политическая история. Ольнинекого полиса VII-I вв до и э. Москва 1989

26. Винокур I. С, телеги. Д. Я. Археология Украины. Киев, 1994

27. Высотская. Т. И Поздние скифы в. Юго-Западном. Крыму. Киев, 1972

28. Геродот. Истории. Перевод. А. О. Беленького. Киев, 1993

29 гладила. В. Н. Проблемы раннего палеолита. Восточной. Европы. Киев, 1976

30. Гладких. М. И. Историческая интерпретация позднего палеолита. Киев, 1991

31. Горюнов. Е. А. Ранние этапы истории славян. Днепровского левобережья. Ленинград, 1981

32. Граков. Б. Н. Скифы. Москва, 1971

33. Древняя история Украины:. В 3 т. Киев, 1997 - 2000. Т 1-3

34. Древняя история Украины: учебное пособие:. В 2 кн. Киев, 1994. Кн 1, 2

35. Датиенко. В. Н неолита Украины. Киев, 1969

36. Древняя. Русь. Быт и культура. Москва, 1997

37. Древняя. Русь. Город, замок, село. Москва, 1985

38. Дюмелиль. Ж. Скифы и нарты. Москва, 1990

39. Этническая история древней Украины. Киев, 2000

40. Зайцев. Ю. П. Неаполь. Скифский (II в до н э - III в н э)). Симферополь, 2003

41. Зализняк. Л. Л Охотники на северного оленя Украинского. Полесья эпохи финального палеолита. Киев, 1989

42. Зализняк. Л. Л. Древнейшее прошлое Украины. Киев, 1997

43. Зализняк. Л. Л. Предыстория Украине X-V тыс. до н е. Киев, 1998

44. Зализняк. Л. Л. Первоначальная история Украины. Киев, 1999

45. Збенович. В. Г. Ранний этап трипольской культуры на территории Украины. Киев, 1989

46. Зубарь. В. М,. Линева. Есть. А,. Сон. Н. О. Античный мир. Северного. Причерноморья. Киев, 1999

47. Зубарь. В. М. Северный. Понт и. Римская империя. Киев, 1998

48. Зубарь. В. М. Таврика и. Римская империя. Киев, 2004

49. Зубарь. В. М,. Русяев. А. С. На берегах. Боспора киммерийским. Киев, 2004

50. Зубарь. В. М,. Сон. Н. А. Греки и римляне в. Нижнем. Поднестровье. Киев, 1996

51. Зубарь. В. М,. Соронан. С. Б. В истоков христианства в. Юго-Западной. Таврике: эпоха и вера. Киев, 2005

52. Иванчик. А. И киммерийцы. Москва, 1996. Ильинская. В. А,. Тереножкин. А. И. Скифия VII-IV вв до н э. Киев, 1983

53. История первобытно общества:. В 2 т. Москва, 1983. Т I

54. История украинской культуры:. В 5 т. Киев, 2001. Т I

55. Карышковский. П. О,. Клейман. И. Б. Древний город. Тира. Киев, 1985

56. Кларк. Г. Доисторическая. Европа. Москва, 1953

57. Ковпаненко. Г. Т курганы раннескифского времени в бассейне р. Рось. Киев, 1981

58. Ковпаненко. Г. Т,. Бессонова. С. С,. Скорый. С. А. Памятники скифской эпохи. Днепровско-лесостепном правобережью. Киев, 1982

59. Козак. Д. Н. Этнокультурная история. Волыни (I века до н.э - IV вв н.э). Киев, 1992

60. Колесников. А. Г. Трилольское общество. Среднего. Поднепровья (опыт социальных реконструкций а археологии). Киев, 1993

61. Колосов. Ю. Г,. Степанчук. В. Н,. Чабай. В. П Ранний палеолит . Крыма. Киев, 1993

62. Кондукторова. Т. С. Антропология древнего населения Украины. Москва, 1972

63. Крапивина. В. В. Ольвия. Материальная культура I-IV вв до н э. Киев, 1993

64. Крис X. И. Кызыл-кобинская культура и тавры. Москва, 1981

65. Круц. В. А. Позднетрипольские памятники. Среднего. Поднепровья. Киев, 1977

66. Крушельницкая. Л. Чернолесская культура. Среднего. Приднестровья. Львов, 1998

67. Крыжицкий. С. Д. Архитектура античных государств. Северного. Причерноморья. Киев, 1993

68. Крыжицкий. С. Д,. Лейпунская. И. А. Ольвия (раскопки, история, культура). Николаев, 1997

69. Куклина. И. В. Этнография. Скифии по античным источникам. Ленинград, 1985

70. Кучера. М. П. Змиевы валы. Среднего. Поднепровья. Киев, 1987

71. Кучера. М. П. Славяно-русские городища VIII-XIII вв между. Саном и. Северским. Донцом. Киев, 1999

72. Лапин. В. В. Греческая колонизация. Северного. Причерноморья. Киев, 1966

73. Магомедов. Б. Черняховская культура. Проблема этноса. Люблин, 2001

74. Макаренко. М. О. Мариупольский могильник. Киев, 1933

75. Максимов. Е. В зарубинецкая культура на территории. УССР. Киев, 1982

76. Манцевич. А. Л. Курган. Солоха. Ленинград, 1987

77. Масленников. А. А. Древние земляные погранично-оборонительные сооружения. Восточного. Крыма. Москва, 2003

78. Михеев. В. К,. Шрамко. Б. А. Археология железного века. Восточной. Европы: учебное пособие. Харьков, 2000

79. Мошевський. В. М. Скифская степь. Киев, 1983

80. Мозолевский. В. М. Толстая. Могила. Киев, 1979

81. Монгайт. А. Л. Археология. Западной. Европы:. В 2 т. Москва, 1974. Т 1,2

82. Моця. А. П. Погребальный памятники южнорусских земель IX-XIII вв. Киев, 1990

83. Моця. О. П. Население южнорусских земель IX-XIII вв (По материалам некрополей). Киев, 1993

84. Мурзин. В. Ю. Происхождение скифов: основные этапы формирования. Скифский этноса. Киев, 1990

85. Нужный. Д. Ю. Развитие микролитичнои техники в каменном веке. Киев, 1992

86. Обломский. А. М. Днепровское лесостепное левобережья в позднеримское и гуннское время. Москва, 2002

87. Обломский. А. М,. Терпиловский. Р. В. Среднее. Поднепровье и. Днепровское левобережья в первые века нашей эры. Москва, 1991

88. Отрощенко. В. В. Проблемы периодизации культур средней и поздней бронзы юга. Восточной. Европы (культурно-стратиграфические сопоставления). Киев, 2001

89. Охотников. С. Б Нижнее. Поднестровье в VI-V вв до н э. Киев, 1990

90. Павленко. Ю. В. Предыстория древних русов в мировом контексте. Киев, 1994

91. Пидопличко. И. Г. Позднепалеолитические жилища из костей мамонта на Украине. Киев, 1969

92. Плетнева. С. А. Вот кочевий к городам / /. МЫ а в 1967 № 142

93. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Киев, 1991

94. Полынь. С. В. Вот. Скифии к. Сарматиы. Киев, 1992

95. Приходнюк. О. М. Степное населения Украины и восточные славяне (вторая половина I тыс. и е). Киев;. Черновцы, 2001

96. Раевский. Д. С. Модель мира скифской культуры. Москва, 1985

97. Ростовцев. М. И. Скифия и. Боспор. Ленинград, 1925

98. Русанова. И. П. Славянские древности V-VII вв. Москва, 1976

99. Русяев. А. С. Религия и культы античной. Ольвии. Киев, 1992

100. Рыбаков. Б. А. Геродотова. Скифия. Москва, 1979

101. Рындина. Н. В,. Дегтярева. А. Д энеолита и бронзовый век:. Учебное пособие. Москва, 2002

102. Самойлова. Т. Л. Тира в VI-I вв до и э. Киев, 1988

104. Свешников. И. К. Культура шаровидных амфор. Свод археологический источников. Москва, 1983. Вып. В 1-3

105. Сегеда. С. П. Основы антропологии. Киев, 1995

106. Седов. В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв -. Археология. СССР. Москва, 1982

107. Симоненко. А. В. Сарматы. Таврии. Киев, 1993

108. Симоненко. А. В,. Лобай. Б. И. Сарматы. Северо-Западного. Причерноморья в I в н э. Киев, 1991

109. Скифы:. Хрестоматия /. Сост. Т. М. Кузнецова. Москва, 1992

110. Скржинская. М. В. Древнегреческий фольклор и литература в. Северном. Причерноморье. Киев, 1991

111. Славяне. Юго-Восточной. Европы в пред государственный период. Киев, 1990

112. Сон. Н. А. Тира римского времени. Киев, 1993

113. Сорочан. С. Б,. Зубарь. В. М,. Марченко. Л. В. Жизнь и гибель. Херсонеса. Харьков, 2001

114. Сорочан. С. Б,. Зубарь. В. М,. Марченко. Л. В. Херсонес -. Херсон -. Корсунь. Киев, 2003

115. Станко. В. Н. Мирное. Проблемы мезолита степей. Северного. Причерноморья. Киев, 1982

116. Станко. В. И,. Гладких. М,. Сегеда. С. П. История первобытного общества. Киев, 1999

117 стрижек. О. С. Етнонимия. Геродотовой. Скифии. Киев, 1988

118. Телегин. Д. Я. Неолитические могильники. Мариупольский типа. Киев, 1991

119. Телегин. Д. Я,. Нечитайло. А. Л,. Потехина. И. Д,. Панченко. Ю. В среднестоговская и новоданиловская культуры энеолита. Азово-Черноморского региона. Луганск, 2001

120. Тереножкин. А. И,. Мозолевский. Б N. Мелитопольский курган. Киев, 1988

121. Терпиловский. Р. В,. Абашина. Н. С. Памятники. Киевской культуры. Свод археологический источников. Киев, 1992

122. Тойнби. А. Д. Исследование истории:. В 2 т. Киев, 1992. Т 1,2

123. Толочко. П. П древнерусского феодальный город. Киев, 1989

124. Толочко. П. П. Древний. Киев. Киев, 1983

125. Третьяков. П. Н. По следам древних славянских племен. Ленинград 1982

126. Трубачев. О. Н. Названия рек. Правобережной Украины. Москва, 1968

127. Федоров-Давыдов. Г. А. Искусство кочевников и. Золотой. Орды. Москва, 1976

128. Хазанов. А. М. Социальная история скифов. Москва, 1975

129. Херсонес. Таврический в середине I в до н э - VI в и э. Харьков, 2004

130. Хрисаифова. Е. И,. Перевозчиков. И. В. Антропология. Москва, 1991

131. Черненко. Е. В. Скифо-персидская война. Киев, 1984

132. Черненко. Е. В. Скифские лучники. Киев, 1981

133. Шовкопляс I. Г. Основы археологии. Киев, 1971

134. Шрамко. Б. А. Вельское городище скифской эпохи (город. Гелон). Киев, 1987

135. Щепинский. А. А. Кеми-обинская культура. Запорожье, 2002

136. Щукин. М. Б. На рубеже эр. Санкт-Петербург, 1994

137 энеолита. СССР. Археология. СССР. Москва, 1982

138. Этнокультурная карта территории Украинской. ССР в I тыс. и есть. Киев, 1985

139. Якобсон. А. Л. Средневековые. Крым. Москва;. Ленинград, 1964

Симферополь: Крым, 1971. - 100 с. - (Археологические памятники Крыма). - 10 000 экз. (о росписях Таш-Аира близ Бахчисарая)

  • Когонашвили К. К. , Махнева О. А. . - Симферополь: Крым, 1971. - 96 с. - (Археологические памятники Крыма). (обл.)
    • Домбровский О. И. . - Симферополь: Таврия, 1972. - 112 с. - (Археологические памятники Крыма). (обл.)
    • Щепинский А. А. , Черепанова Е. Н. Степные курганы. - Симферополь: Таврия, 1972. - 128 с. - (Археологические памятники Крыма). (обл.)
    • Домбровский О. , Махнева О. / Под общ. ред. С. Н. Бибикова . - Симферополь: Таврия, 1973. - 104 с. - (Археологические памятники Крыма). - 30 000 экз. (обл.)
    • Фирсов Л. В. . - Симферополь: Таврия, 1973. - 88 с. - (Археологические памятники Крыма). - 30 000 экз. (обл.)
    • Марченко И. Д. . - Симферополь: Таврия, 1974. - 88 с. - (Археологические памятники Крыма). (обл.)
    • Даниленко В. Н. , Токарева Р. Н. . - Симферополь: Таврия, 1974. - 80 с. - (Археологические памятники Крыма). - 50 000 экз. (обл.)
    • Высотская Т. Н. . - Симферополь: Таврия, 1975. - 96 с. - (Археологические памятники Крыма). (обл.)
    • Домбровский О. И. , Столбунов А. А. , Баранов И. А. Аю-Даг - «Святая» гора. - Симферополь: Таврия, 1975. - 136 с. - (Археологические памятники Крыма). (обл.)
    • Веймарн Е. В. , Чореф М. Я. . - Симферополь: Таврия, 1976. - 88 с. - (Археологические памятники Крыма). (обл.)
    • Щеглов А. Н. Полис и хора. - Симферополь: Таврия, 1976. - 176 с. - (Археологические памятники Крыма). - 50 000 экз. (обл.)
    • Драчук В. С. , Кара Я. Б. , Челышев Ю. В. Керкинитида-Гёзлёв-Евпатория. - Симферополь: Таврия, 1977. - 128 с. - (Археологические памятники Крыма). - 50 000 экз. (обл.)
    • Колосов Ю. Г. . - Симферополь: Таврия, 1977. - 96 с. - (Археологические памятники Крыма). - 50 000 экз. (обл.) (книга посвящена древнейшим памятникам Крыма, прежде всего археологическому комплексу Белой скалы (Ак-Кая) неподалеку от Белогорска)
    • Домбровский О. И. , Сидоренко В. А. Солхат и Сурб-Хач. - Симферополь: Таврия, 1978. - 128 с. - (Археологические памятники Крыма). (обл.)
    • Высотская Т. Н. Скифские городища. - Изд. 2-е. - Симферополь: Таврия, 1989. - 96 с. - (серия не указана). - ISBN 5-7780-0125-8 . (обл.)
    • Ольховский В. С. , Храпунов И. Н. Крымская Скифия. - Симферополь: Таврия, 1990. - 128 с. - (Археологические памятники Крыма).
    • Соломоник Э. И. Каменная летопись Херсонеса: Греческие лапидарные надписи античного времени. - Симферополь: Таврия, 1990. - 112 с. - (Археологические памятники Крыма). - 20 000 экз. - ISBN 5-7780-0174-6 . (обл.)
    • Кутайсов В. А. . - Симферополь: Таврия, 1992. - (Археологические памятники Крыма). (обл.)
    • Герцен А. Г. , Могаричев Ю. М. Крепость драгоценностей Кырк-ор. Чуфут-кале. - Симферополь: Таврия, 1993. - 128 с. - (Археологические памятники Крыма). (обл.)

    Напишите отзыв о статье "Археологические памятники Крыма (серия книг)"

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Археологические памятники Крыма (серия книг)

    По мере того как Пьер приближался к Поварской, дым становился сильнее и сильнее, становилось даже тепло от огня пожара. Изредка взвивались огненные языка из за крыш домов. Больше народу встречалось на улицах, и народ этот был тревожнее. Но Пьер, хотя и чувствовал, что что то такое необыкновенное творилось вокруг него, не отдавал себе отчета о том, что он подходил к пожару. Проходя по тропинке, шедшей по большому незастроенному месту, примыкавшему одной стороной к Поварской, другой к садам дома князя Грузинского, Пьер вдруг услыхал подле самого себя отчаянный плач женщины. Он остановился, как бы пробудившись от сна, и поднял голову.
    В стороне от тропинки, на засохшей пыльной траве, были свалены кучей домашние пожитки: перины, самовар, образа и сундуки. На земле подле сундуков сидела немолодая худая женщина, с длинными высунувшимися верхними зубами, одетая в черный салоп и чепчик. Женщина эта, качаясь и приговаривая что то, надрываясь плакала. Две девочки, от десяти до двенадцати лет, одетые в грязные коротенькие платьица и салопчики, с выражением недоумения на бледных, испуганных лицах, смотрели на мать. Меньшой мальчик, лет семи, в чуйке и в чужом огромном картузе, плакал на руках старухи няньки. Босоногая грязная девка сидела на сундуке и, распустив белесую косу, обдергивала опаленные волосы, принюхиваясь к ним. Муж, невысокий сутуловатый человек в вицмундире, с колесообразными бакенбардочками и гладкими височками, видневшимися из под прямо надетого картуза, с неподвижным лицом раздвигал сундуки, поставленные один на другом, и вытаскивал из под них какие то одеяния.
    Женщина почти бросилась к ногам Пьера, когда она увидала его.
    – Батюшки родимые, христиане православные, спасите, помогите, голубчик!.. кто нибудь помогите, – выговаривала она сквозь рыдания. – Девочку!.. Дочь!.. Дочь мою меньшую оставили!.. Сгорела! О о оо! для того я тебя леле… О о оо!
    – Полно, Марья Николаевна, – тихим голосом обратился муж к жене, очевидно, для того только, чтобы оправдаться пред посторонним человеком. – Должно, сестрица унесла, а то больше где же быть? – прибавил он.
    – Истукан! Злодей! – злобно закричала женщина, вдруг прекратив плач. – Сердца в тебе нет, свое детище не жалеешь. Другой бы из огня достал. А это истукан, а не человек, не отец. Вы благородный человек, – скороговоркой, всхлипывая, обратилась женщина к Пьеру. – Загорелось рядом, – бросило к нам. Девка закричала: горит! Бросились собирать. В чем были, в том и выскочили… Вот что захватили… Божье благословенье да приданую постель, а то все пропало. Хвать детей, Катечки нет. О, господи! О о о! – и опять она зарыдала. – Дитятко мое милое, сгорело! сгорело!
    – Да где, где же она осталась? – сказал Пьер. По выражению оживившегося лица его женщина поняла, что этот человек мог помочь ей.
    – Батюшка! Отец! – закричала она, хватая его за ноги. – Благодетель, хоть сердце мое успокой… Аниска, иди, мерзкая, проводи, – крикнула она на девку, сердито раскрывая рот и этим движением еще больше выказывая свои длинные зубы.
    – Проводи, проводи, я… я… сделаю я, – запыхавшимся голосом поспешно сказал Пьер.
    Грязная девка вышла из за сундука, прибрала косу и, вздохнув, пошла тупыми босыми ногами вперед по тропинке. Пьер как бы вдруг очнулся к жизни после тяжелого обморока. Он выше поднял голову, глаза его засветились блеском жизни, и он быстрыми шагами пошел за девкой, обогнал ее и вышел на Поварскую. Вся улица была застлана тучей черного дыма. Языки пламени кое где вырывались из этой тучи. Народ большой толпой теснился перед пожаром. В середине улицы стоял французский генерал и говорил что то окружавшим его. Пьер, сопутствуемый девкой, подошел было к тому месту, где стоял генерал; но французские солдаты остановили его.
    – On ne passe pas, [Тут не проходят,] – крикнул ему голос.
    – Сюда, дяденька! – проговорила девка. – Мы переулком, через Никулиных пройдем.
    Пьер повернулся назад и пошел, изредка подпрыгивая, чтобы поспевать за нею. Девка перебежала улицу, повернула налево в переулок и, пройдя три дома, завернула направо в ворота.
    – Вот тут сейчас, – сказала девка, и, пробежав двор, она отворила калитку в тесовом заборе и, остановившись, указала Пьеру на небольшой деревянный флигель, горевший светло и жарко. Одна сторона его обрушилась, другая горела, и пламя ярко выбивалось из под отверстий окон и из под крыши.
    Когда Пьер вошел в калитку, его обдало жаром, и он невольно остановился.
    – Который, который ваш дом? – спросил он.
    – О о ох! – завыла девка, указывая на флигель. – Он самый, она самая наша фатера была. Сгорела, сокровище ты мое, Катечка, барышня моя ненаглядная, о ох! – завыла Аниска при виде пожара, почувствовавши необходимость выказать и свои чувства.
    Пьер сунулся к флигелю, но жар был так силен, что он невольна описал дугу вокруг флигеля и очутился подле большого дома, который еще горел только с одной стороны с крыши и около которого кишела толпа французов. Пьер сначала не понял, что делали эти французы, таскавшие что то; но, увидав перед собою француза, который бил тупым тесаком мужика, отнимая у него лисью шубу, Пьер понял смутно, что тут грабили, но ему некогда было останавливаться на этой мысли.
    Звук треска и гула заваливающихся стен и потолков, свиста и шипенья пламени и оживленных криков народа, вид колеблющихся, то насупливающихся густых черных, то взмывающих светлеющих облаков дыма с блестками искр и где сплошного, сноповидного, красного, где чешуйчато золотого, перебирающегося по стенам пламени, ощущение жара и дыма и быстроты движения произвели на Пьера свое обычное возбуждающее действие пожаров. Действие это было в особенности сильно на Пьера, потому что Пьер вдруг при виде этого пожара почувствовал себя освобожденным от тяготивших его мыслей. Он чувствовал себя молодым, веселым, ловким и решительным. Он обежал флигелек со стороны дома и хотел уже бежать в ту часть его, которая еще стояла, когда над самой головой его послышался крик нескольких голосов и вслед за тем треск и звон чего то тяжелого, упавшего подле него.
    Пьер оглянулся и увидал в окнах дома французов, выкинувших ящик комода, наполненный какими то металлическими вещами. Другие французские солдаты, стоявшие внизу, подошли к ящику.
    – Eh bien, qu"est ce qu"il veut celui la, [Этому что еще надо,] – крикнул один из французов на Пьера.
    – Un enfant dans cette maison. N"avez vous pas vu un enfant? [Ребенка в этом доме. Не видали ли вы ребенка?] – сказал Пьер.
    – Tiens, qu"est ce qu"il chante celui la? Va te promener, [Этот что еще толкует? Убирайся к черту,] – послышались голоса, и один из солдат, видимо, боясь, чтобы Пьер не вздумал отнимать у них серебро и бронзы, которые были в ящике, угрожающе надвинулся на него.
    – Un enfant? – закричал сверху француз. – J"ai entendu piailler quelque chose au jardin. Peut etre c"est sou moutard au bonhomme. Faut etre humain, voyez vous… [Ребенок? Я слышал, что то пищало в саду. Может быть, это его ребенок. Что ж, надо по человечеству. Мы все люди…]
    – Ou est il? Ou est il? [Где он? Где он?] – спрашивал Пьер.
    – Par ici! Par ici! [Сюда, сюда!] – кричал ему француз из окна, показывая на сад, бывший за домом. – Attendez, je vais descendre. [Погодите, я сейчас сойду.]
    И действительно, через минуту француз, черноглазый малый с каким то пятном на щеке, в одной рубашке выскочил из окна нижнего этажа и, хлопнув Пьера по плечу, побежал с ним в сад.
    – Depechez vous, vous autres, – крикнул он своим товарищам, – commence a faire chaud. [Эй, вы, живее, припекать начинает.]
    Выбежав за дом на усыпанную песком дорожку, француз дернул за руку Пьера и указал ему на круг. Под скамейкой лежала трехлетняя девочка в розовом платьице.
    – Voila votre moutard. Ah, une petite, tant mieux, – сказал француз. – Au revoir, mon gros. Faut etre humain. Nous sommes tous mortels, voyez vous, [Вот ваш ребенок. А, девочка, тем лучше. До свидания, толстяк. Что ж, надо по человечеству. Все люди,] – и француз с пятном на щеке побежал назад к своим товарищам.

    Старые карты всегда завораживают. Есть в них что-то от средневековых путешествий, парусных кораблей, духе приключений и открытия новых земель с их нетронутыми чудесами...

    Средневековье

    Турецкая морская рукописная карта исполненная в традициях средневековых портоланов имеет очень схожие с действительностью очертания.

    Ещё одна средневековая карта - более подробна, но схематична. Если приглядеться - в действительности Евпатория находится совсем не там, как и горные цепи Крыма. Но для торговцев-мореплавателей ее было вполне достаточно.

    Карта из алтаса BATTISTA AGNESE, PORTOLAN ATLAS Italy, ca. 1550 год. Очертания материков выглядят очень забавно, напоминая скорее модную иллюстрацию, чем используемаю в навигации карту. Хотя для обучения ее было вполне достаточно.

    Мореходная карта 1559 года дает понять, что для высадов больше использовались бухты южной части полуострова от Бакальской косы до Казантипа. Не удивительно - ныне любимая нами но мало обитаемая Арабатская коса не могла дать ни пристани, ни доступа на материк, а весь север полуострова с его солеными озерами был не актуален иноземным мореплавателям.

    Таврика Херсонесская. Герард Меркатор. 1595г. Иллюминированная гравюра. Амстердам, начало XVIII в. Мы опять видим вытянутый с запада на восток Крым, сплошь покрытый горами. По-своему красивый рисунок.

    Иллюминированная гравюра из атласа Яна Янсониуса, 1630 год. Полная карта по клику. Здесь овальный полуостров с ложноножками бухт совсем не похож на себя, но если по этой гравюре можно было приплыть куда нужно - мы не имеем права судить средневековых авторов.

    Герард Меркатор, Таврика Херсонесская или Хазария, 1641 год, Амстердам. Полная карта по клику.

    Особо выделена крепость Каффа - нынешняя Феодосия . Каффа была самым большим торговым городом генуэзцев на Черном море с XIII до XVI века, и путь туда, как и побережье всего Крымского полуострова, вдоль которого ходили корабли, должен был быть подробно изучен.

    Фрагмент карты Гийома Левассера де Боплана, 1650 - Крым вверху, т.к. карта ориентирована на юг. Здесь, несмотря на округленность, Крым имеет хотя бы Арабатскую косу. И вообще без самолетов и спутниковых снимков было сложно рисовать побережье, большую часть которого видишь с корабля на горизонте, а то и вовсе зарисовываешь с чьих-то слов.

    17 век

    Перипл Понта Эвксинского. Николя Сансон. Издание Питера Мортье. Иллюминированная гравюра. Амстердам, вторая половина XVII — начало XVIII в. Это уже подробный путеводитель по всему побережью Черного и Азовского морей.

    18 век

    Морская карта Черного моря Николаса Витцена, губернатора Амстердама, личного друга Петра I, изготовленная в мастерской Тобиаса Лоттера в середине XVIII века. Здесь от Крыма уже совершенно ничего не осталось - одни бухты и заливы. Истина уступает место схематичности и наглядности и на то были свои причины.

    Полуостров Крым с пограничными землями. [прибл. 1 — 2 310 000]. [Б.м., 1768-1774]. Здесь уже не была проигнорирована Арабатская коса и общие очертания Крыма больше похожи на правду.

    Крым на карте Таврической области из атласа горного училища 1792 года. Автор А.М. Вильбрехт. Очень много мелких посёлков на всей площади Крыма. Кликабельно. Практически все названия татарские, это позже, в Российской империи, пошло постепенное переименование.

    Карта Полуострова Таврическаго и около лежащихъ мъст, сочиненная по извъстиям Греческихъ писателей древнихъ и среднихъ времянъ. По известиям, то есть со слов! А горы изображены уже только там, где они есть и вообще карта не хуже любого спутникового снимка.

    Карта авторства Шмидта Оригинальное название Karte Tauriens oder der Halbinsel Krim und der Westlichen Nogayischen Tatarei. Автор Schmidt, Johann Friedrich . Составлена с 1730 по 1785. Издатель F. A. Schraembl, Franz Anton. 1787 год. По ощущениям автор перестарался с названиями и пренебрег формой. Значит, такие были приоритеты.

    Карта частей Екатеринославского наместничества и Таврической области из собрания карт для путешествия её Императорского Величества. 1787 год. За четыре года до этого императрица подписала манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу»

    В результате (8) 19 апреля 1783 года был издан манифест Екатерины II о присоединении Крыма к России. Манифест был подготовлен князем Потемкиным.

    В результате (8) 19 апреля 1783 года был издан манифест Екатерины II о присоединении Крыма к России.

    «Военная топографическая карта полуострова Крыма составленная по новейшим астрономическим наблюдениям, исправленная и пополненная из лучших военных съемок, Свиты Его Императорского Величества по квартирмейстерской части Генерал-майором Мухиным 1816 года, по приказанию Г-на Генерал-адъютанта Князя Волконского 2-го во время управления Его оною частью».

    Карта является первой картой Крыма, которая была составлена на основе планомерных топографических съемок. Она представляет собой принципиально новый уровень картографии по сравнению с картами XVIII века и может служить образцом гравировального искусства. Особенно хорошо сделана орография. Окрестности Байдарской долины, верховья р. Альмы, горы Яйла и почти весь южный берег Крыма, начиная от Балаклавы и Феодосии, изображены с такой поразительной рельефностью, какая не встречается больше ни на одной из последующих карт полуострова Крыма.

    Генеральная карта полуострова Крыма. 1847 год. Кликабельно.

    1854-1855 Севастополь

    Планъ окрестностей городовъ Севастополя, Камыша и Балаклавы въ 1854 и1855 годахъ
    Масштабъ 750 сажень въ дюйме

    Во время Крымской войны 1853-1856 гг. Крым был главным театром военных действий. В ходе войны российские войска и жители города Севастополя под руководством адмиралов В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, В.И. Истомина в течение 11 месяцев обороняли город. На карте показано расположение войск в окрестностях Севастополя.

    Конец 19 века

    Карта Таврической губернии Ю.М.Шокальского. Конец 19 века.

    Начало 20 века

    Южный Берегъ Крыма. 1900 год.

    Западный Крым. Начало 20 века.

    Полуостров Крым. Почтовая открытка. [СПб.: Картографическое заведение А.Ильина, после 1902].

    Какая карта вам понравилась больше?

    Южный берег Крыма — историко-археологический заповедник. Здесь сохранились памятники общественно-экономических формаций, исторических эпох Крыма и культур народов. Первые их описания составили П. С. Паллас (1793) и академик П. И. Кеппин (1837). Самые ранние следы пребывания на Южном берегу человека относятся к эпохе палеолита — древнекаменного века: найденным в районе Гурзуфа, близ села Партизанского, кремниевым орудиям более 30 тыс. лет. Люди в это время жили в пещерах, под навесами скал, занимались облавной охотой. Поселения эпохи неолита (VIII-III тысячелетия до н. э.) исследовались в районе Гурзуфа и на Ай-Петринской яйле, у вершины горы Ат-Баш возле Симеиза; каменные орудия этого времени обнаружены и в черте современной Ялты. Два поселения последующих периодов — ранней и поздней бронзы — открыты на горе Кошка, остатки энеолитических поселений — вблизи Ореанды. Основными занятиями людей становятся примитивное земледелие, скотоводство, различные ремесла, охота играет теперь подсобную роль. В первом тысячелетии до нашей эры прибрежную и горную часть Крыма занимали тавры, о происхождении которых существуют разные гипотезы. На рубеже бронзового и железного веков проходило формирование таврской культуры, развитие — в эпоху железа. Летописи о таврах написали античные историки, наиболее обстоятельные — «отец истории» Геродот. Он излогает, что тавры занимались земледелием, скотоводством, в прибрежных районах — рыболовством, мотыжным, охотой. Раскопки нам продемонстрировали что, пользовались они не только металлическими (бронзовыми), но и как правело каменными орудиями труда. У них были уже достаточно развиты ремесла: прядение, ткачество, кости, обработка дерева, металлов и камня, но особенно — гончарное. Большинство известных таврских памятников на побережье относится к VI-V вв. до н. э. Это остатки поселений, убежищ, которые строились в труднодоступных прибрежных скалах. Самые крупные поселения — на мысе Ай-Тодор, на горах Аю-Даг и Кошка. Широко известно и неоднократно описано поселение на горе Кошка. В 1950 и 1955 гг. здесь проводил раскопки археолог П. Н. Шульц, возглавлявший в Крыму Тавро-скифскую экспедицию. Поселение площадью около 1,5 гектара, расположенное на вершине горы Кошка, защищала некогда оборонительная стена (длинна 100м, ширина 2м, высота 3м), в основании которой — циклопическая кладка из крупных каменных блоков. Стена перестраивалась и ремонтировалась в средние века, но ее первый строительный период П. Н. Шульц датирует второй половиной I тысячелетия до н. э. Внутри поселения находились жилые и хозяйственные постройки. Древнейшие из них датируются серединой 1 тысячелетия до н. э. На городище найдены разнообразные предметы домашнего обихода:керамика тавского типа, глиняные пряслица, зернотерки, грузила, костяные иглы, обломки каменных топоров, молотков. Здесь же множество костей животных. Выявлены и средневековые материалы — обломки глазурованных красноглиняных сосудов, амфор, черепицы. Рядом с поселением — мегалитические могильные сооружения тавров. Эти могильники, известные под названием дольменов, или каменных ящиков, были сложены из четырех огромных каменных плит, поставленных на ребро и прикрытых пятой — покровной. Использовались каменные ящики главным образом для групповых погребений. На горе Кошка, в можжевеловой роще, обследовано археологами около 50 каменных ящиков VI-V вв. до н. э. Большинство из них полуразрушено. Раскопки таврского некрополия проводили А. М. Васнецов (1907), П. Н. Шульц (1950). Первые известные в литературе раскопки каменных ящиков на Южном берегу Крыма (в Алупке) относятся к 1863г. На территории Ялты их находили в конце XIX в. на Поликуровском холме, в парке Мордвинова, у дачи «Квисисана» врача Вебера. Раскопаны таврские могильники у мыса Ай-Тодор, в районе Гаспры, Ореанды. Самый «западный» из обследованных дольменов обнаружен на сколе яйлы между Кикенеизом (ныне Оползневое) и морем. В 1905 г. А. Л. Бертье-Делагард открыл на северо-западной окраине Ялты у горного ручья (урочище Селим-Бек) единственное на побережье позднетаврское открытое святилище богини Девы (конец I в. до н. э. — середина IV в. н. э.).

    Среди жертвенных предметов оказались кости диких и домашних животных, статуэтки Девы (от самых примитивных до выполненных в подражание античным), монеты Херсонеса, Пантикапея, средиземноморских городов. Святилище, относящееся к III в. до н. э. — III в. н. э., обнаружено археологом Н. Г. Новиченковой на так называемом Гурзуфском седле в 1918 г., во время прокладки трассы газопровода Ялта — Алушта по Главной гряде Крымских гор. Жертвоприношения приносились различным богам — Деве, Артемиде, Исиде, Посейдону, Гермесу. Среди многочисленных находок — металлические орудия труда, медицинские инструменты, рыболовные принадлежности, античные монеты различных городов. Некоторые находили (монеты, статуэтки богов) уникальны. В 60-х годах I в. н. э. центральное таврское поселение на мысе Ай-Тодор заняли прибывшие из Херсонеса римляне. Они оставались здесь до середины III в. Римская крепость Харакс служила стратегическим опорным пунктом на Южном берегу Крыма, в ней находились войны I Италийскоко и XI Клавдиева легионов, направленные из Херсонеса. Наиболее возвышенная часть мыса площадью 2,5 гектара окружена разрушенными во многих местах полукольцом верхней оборонительной стены протяженностью около 380 м. От нижней сохранились незначительные остатки. Оба полукружия стен и отвесных обрывов к морю делали крепость практически неприступной. В центре укрепления (на этом месте маяк) стояла наблюдательная и сигнальная башня, с которой просматривалось побережье до Аю-Дага и горы Кошка. Возле внутреннего оборонительного пояса находились склады для боеприпасов и запасной водоем — нимфей, окруженный некогда беломраморными статуями. К юго-востоку от нимфея, у подножия современной маячной площадки, раскопаны римские термы (бани) с центральным отоплением. Сохранились остатки фундамента довольно большой по размерам постройки (длина — 24,66 м, наибольшая ширина — 14, 85 м), имевшей в плане форму прямоугольника. Всего здесь было 8 помещений, построенных в разное время — со второй половины I до первой половины III в. н.э. Строительным материалом послужил некрупный плотный известняк. К термам примыкал комплекс построек для гимнастических упражнений — так называемые палестры. Интересны остатки двух храмов. Римский храм стоял у стен крепости (территория, занимаемая санаторием «Жемчужина»), а храм в честь богини Девы, которой поклонялись тавры, — на обрыве за внешней стеной (ныне парк санатория «Днепр»).Здесь же находился могильник, свидетельствующий, что после ухода римлян из крепости поселок возле нее продолжал существовать и в первой половине IV в. Крепость Харакс — выдающийся памятник позднеримского времени. Исследуется более 100 лет. Изучением его занимались П. И. Кеппин, М.И. Ростовцев, В. Н. Дьяков, В. Д. Блаватскиий. В процессе раскопок последних лет (ведутся с 1977 г.) выявлен второй нимфей, найдены захоронения в амфорах. Сенсационной находкой стали фрагменты мраморной плиты с именами и титулами римских императоров. В VI в. восточное и южное побережье Крыма было под Византией, ее форпостом в Крыму был Херсонес. Для обороны границ византийский император Юстиниан I построил крепость в Алуште (Алустон) и Гурзуфа (Горзувит). Крепость Горзувитская находилась на обрывистом, скалистом выступе у моря — утесе Дженевез-Кая. Первое до нас дошедшее упоминание о ней излагается в трактате «О постройках» историка Византии Прокопия Кесарийского (VI в.). Археологические раскопки подтвердили, что у крепости была тяжелая предыстория: огромную энеолитическую стоянку перекрыло поселение тавров, на месте поселения в I века нашей эры располагался могильник. Сверху могильника улеглись и уничтожили его фундаменты ранних (VI в.) строений крепости. В VIII в. ее разрушили хазары. Восстановленная в X — XIV вв., а в XIV — XV вв. перестроенная генуэзцами, под ударом турок-османов крепость окончательно погибла в 1475 г. Благодаря раскопкам, которые ведутся уже почти сто лет, удалось изучить средневековые могильники Южнобережья Крыма: в урочище Балгота (близ Гурзуфской крепости), в районе АЮ-Дага, в Суук-СУ (территория «Артека»), в урочище Гугуш вблизи Ай-Даниля. Среди обнаруженных археологами предметов множество металлических украшений — «пальчатых» фибул VI — VII вв. браслетов, нашивных бляшек, массивных поясных застежек V — VII вв. и т. д., сочетающих в себе растительные, зооморфные, антропоморфные мотивы с геометрическими вставками из цветного стекла или самоцветами. В VIII — X вв. на Южном берегу Крыма для защиты от хозяйничавших в степях кочевников создаются небольшие укрепления, — исары, где укрывались в случае опасности жители близлежащих поселений. Эти укрепления, обычно крохотные по размерам, служили исключительно как убежища: в них не было боевых крепостных сооружений, обычно лишь стены, изредка башни. Почти все исары — памятники многослойные: на них сохранились следы деятельности человека разных периодов истории. В течении длительного времени существовали крепость в Гурзуфе и поселении в Артеке (VI — XI вв.), укрепление Ореанда-Исар (VIII — XI вв.), укрепление на мысе Св. Троицы (VIII — XV вв.), укрепление на скале Панеа в Симеизе (VIII — XV вв.). Здесь, на Панеа, сохранились остатки оборонительной стены и двух башен генуэзского периода, однако при раскопках выяснилось, что скалу использовали для поселений уже в первые века нашей эры. На самой скале оказались остатки храма IX — X вв. с разноцветной, мастерски выполненной мозаикой (павлин клюет виноград, растущий из чаши), а вблизи скалы — подземный склеп, в котором лежали 245 бытовых предметов и украшений из стекла, камня, дерева и металла, типичных для могильников Крыма и Северного Кавказа той поры. В XIV — XV вв. значительной частью Южного берега владели генуэзцы. На итальянских географических картах впервые появляется населенный пункт Ялта под названием Джалита, Каулита, Эталита. Алупка на картах генуэзских владений значилась как небольшой причал для военных судов — Люпико. Господство Генуи на побережье ограничивалось и сдерживалась независимым христианским княжеством Феодоро (Мангупским), которое поддерживало тесные связи с Московским государством. В 1475 г. Южный берег Крыма захватили турки-османы. Ко времени присоединения Крыма к России (1783) население Южного берега Крыма расселилось и заняло все лучшие долины, удобные для земледелия и приближенные к водным источникам, к горным речкам. В результате освоения южнобережных земель и строительства, особенно оживившегося в первой половине XIX в., многие памятники были утрачены. С тех пор и поныне ведутся археологические разведки и раскопки, благодаря которым выявлены древние и средневековые сооружения.

    Археология Крыма

    На северных берегах Чёрного моря, в частности в Крыму, с глубокой древности перекрещивались сухопутные и морские дороги. Здесь причудливо переплетались пути много-тысячелетней истории человечества, здесь формировались, устраивали свои кочевья, оседали, смешивались различные племена и народы. Не случайно поэтому в Крыму так много археологических памятников. По обилию и разнообразию памятников материальной культуры Крым может служить своего рода лабораторией для изучения условий жизни человека на разных ступенях его развития.

    Из следов первобытного человека на Южном берегу известно немало находок. Это – примитивные кремневые орудия труда, охотничьи стойбища и пещерные стоянки палеолитического, мезолитического и неолитического человека, могильники Гаспры, горы Кошки у Симеиза и другие, относящиеся к эпохе раннего железа. Древнейшие стоянки и поселения людей, найденные на Крымской земле, относятся к IV- III тысячелетию до н.э. На территории полуострова жили тогда племена четырёх основных культур того времени: ямной, кемиобинской, катакомбной и срубной. Племена ямной, катакомбной и срубной культур названы по типам оставленных ими могил – простых ям, катакомб, срубов. Что касается кеми-обинцев, они получили своё условное название от раскопанного в 1957 г. кургана Кеми-Оба (вблизи Белогорска). Курганы – очень характерное явление для южнорусской равнины, Тамани, Северного Кавказа, Нижнего Поволжья и Крыма. В Крыму наибольшее количество курганов известно на Керченском полуострове и Тарханкуте. Немало их и в центральной части полуострова, а также в предгорьях.

    Издревле курганы были местом захоронения и представляли собой надмогильную насыпь из земли и камня полушаровидной формы. Одновременно они служили сторожевыми и наблюдательными пунктами, указателями дорог, ориентирами. Курган Кеми-Оба состоял из двух малых курганов. Под каждой из этих первичных насыпей раскопками выявлены каменные сооружения. Одно из них полусферической формы, другое – высотой 2м и диаметром 5м – конусообразной. Под обоими сооружениями находились большие погребальные ящики из толстых, тщательно подогнанных дубовых стволов, обработанных каменными орудиями. Археологами установлено, что это захоронение относится к концу III тысячелетия до н.э.

    Любопытен с архитектурной точки зрения и другой памятник той же культуры – курган Курбан-Байрам, раскопанный близ Красноперекопска. В высоту курган достигал 6м, а в диаметре 53м. Раскопки показали, что курган был местом захоронения знатного «кеми-обинца», вождя племени, в эпоху ранней бронзы – около 4 тыс. лет назад. На вершинах курганов более позднего времени нередко стояли изваяния – так называемые каменные «бабы». Богатые курганы скифского времени на Керченском полуострове прославились на весь мир своими замечательными каменными и земляными склепами самой разнообразной формы. Это поистине удивительные произведения древней архитектуры и искусства. Интересный курган раскопали в 1960 году у Евпатории: его «полы» обложены большими каменными плитами.

    На небольшом кемиобинском кургане у села Казанки близ Бахчисарая стояла антропоморфная (напоминающая фигуру человека) стела. Насыпи более поздних курганов (2,5-2 тыс. лет до н.э.) имели облицовку из камней или дерева, были одеты в каменные панцири, несли на себе широкие цветные пояса из глины, окружались глубокими рвами. Их вершины нередко венчали большие вертикально стоящие камни – менгиры, примитивные изваяния человеческих фигур. Эти большие каменные плиты, оттёсанные в виде человеческой фигуры, где выделена голова, плечи, пояс, представляли собой первую попытку создать образ человека в монументальном искусстве Причерноморья в конце III тысячелетия до н.э. Древнейшие знаки и изображения, найденные на полуострове, относятся к концу IV тысячелетия до н.э. В 1935 году на правом берегу реки Кача, на склоне Таш-Аир, археологи обнаружили наскальные изображения, растянувшиеся десятиметровой полосой шириной до ½ м. Хотя рисунки эти и оказались сильно разрушенными природой, от них всё же остались кроме бесформенных пятен, три группы изображений из 35 фигур. Этой своеобразной записи событий из жизни племени, жившего в долине Качи, ни много ни мало, более 4,5 тысяч лет. На этих высеченных на камне и подкрашенных охрой и соком растений рисунках изображены фигуры вооружённых и безоружных людей, звери, повозки…

    Древние кеми-обинцы оставили памятник, свидетельствующий о характере их занятий, - изображения различных сельскохозяйственных орудий и упряжки быков. Этот единственный пока рассказ о земледелии эпохи бронзы дошёл до наших дней на большой известковой плите, найденной в 3 км от Симферополя. Длина её 107 см, ширина 70 и толщина 15 см. Нельзя обойти стороной одну особенность кемиобинского погребального обряда. Кеми-обинцы, хороня усопших в каменных или деревянных ящиках, нередко расписывали внутренние стены гробниц геометрическими узорами, нанесёнными красной, чёрной и белой краской.

    Самый древний после окончания кемиобинской культуры народ, населявший Крым и передавший векам своё имя – киммерийцы: они обитали здесь на рубеже II и I тысячелетия до н.э. и оставили после себя много памятников. Основными обитателями горного Крыма античная традиция называет тавров. До наших дней сохранились и были исследованы остатки укреплённых убежищ и жилых построек тавров, их гробницы (кромлехи) – кольцеобразные ограды из вертикально поставленных камней. Накапливающийся археологический материал привёл к выделению особой культуры, названной кизилкобинской - по месту первых находок в районе Красных пещер – Кизил-Коба. Её носители жили там же, где и тавры, - в предгорьях, примерно в то же самое время – в течение I тысячелетия до н.э. Они занимались земледелием и отгонным скотоводством. Однако в культуре этих народов оказались существенные различия – так, у кизил-кобинцев керамика украшена геометрическим орнаментом, у тавров он отсутствует. Разным был и погребальный обряд. Тавры хоронили покойников, судя по найденным могильникам, в небольших курганах, в могилах катакомбного типа, в вытянутом положении на спине, головой на запад; вторые – в каменных ящиках, присыпаемых землёй, в скорченном положении на боку, головой обычно на восток. В гробницах и тех и других археологи нашли различные орудия труда – в основном каменные и костяные, потому что к этому времени люди были еще бедны металлами. Однако нашлись бронзолитейные украшения. Железные изделия встречались очень редко.

    Найденные таврские укрепления отличаются ярко выраженным своеобразием: стены из необработанных камней, сложенных насухо, иногда с башенными выступами без внутренних камер, примыкают к скалам, образуя одно целое с горным ландшафтом. В первой половине V века до н.э. на берегах Чёрного моря возникают два самостоятельных греческих государства. Одно из них – демократическая рабовладельческая республика – Херсонес (полуостров) Таврический, в состав которого входили земли западного Крыма (Керкинитида – Евпатория, Калос-Лимены – Черноморское). Херсонес укрывается за мощными каменными стенами. Он был основан на месте таврского поселения греками из Гераклеи Понтийской. Другое – Боспорское автократическое государство, столицей которого стал Пантикапей («путь рыбы») Акрополь этого города находился на горе Митридат, а неподалеку археологи раскопали знаменитые курганы Мелек-Чесменский и Царский. Внутри этих курганов обнаружены каменные склепы, уникальные памятники боспорской архитектуры.

    Под мощным натиском гуннов в IV веке нашей эры готы, занимавшие тогда весь степной Крым, были вынуждены уйти в гористые места Крыма, где постепенно смешались с потомками тавро-скифов. К историческим памятникам того периода относятся так называемые «пещерные города», расположенные в Бахчисарайском районе и в зоне Севастополя. До «пещерных городов» легко добраться из Бахчисарая. Забылись их первоначальные имена, заплыли землёй и поросли лесом их развалины, и только вырубленные в известняке пещеры, храмы, лестницы, колодцы стойко сопротивляются сегодня действию всеразрушающего времени. Пещеры, загадочно зияющие в верхней кромке известняковых обрывов, - эффектный, запоминающийся, но, по существу, чисто внешний признак, механически объединивший поселения начала тысячелетия и средневековья. Среди них преобладают небольшие по площади укрепления – феодальные крепости-замки: Бакала, Тепе-Кермен, Кыз-Куле, Каламита, Сюреньская крепость; сюда же относятся и монастыри – Успенский, Шулдан, Челтер.

    Итак, мы познакомились с некоторыми материалами из раскопок и археологических исследований. Это, конечно, далеко не все тайны, которые открыли археологам курганы, древние стоянки, гробницы, пещерные города. Каждая новая находка прибавляет к истории человечества ещё один штрих, ещё один факт. Крымский полуостров, по образному выражению, - «естественный музей, хранящий тайны тысячелетий». И сегодня ещё Таврида, её история не до конца изучены. И сегодня ещё Крым можно назвать terra incognita (неизвестная земля). С уверенностью можно сказать, что во всём Мире нет земли, которая была бы так насыщена памятниками всех времён и стольких народов!

    Источник: crimea.ru